Пн. Мар 31st, 2025

Режиссер: Мати Диоп | Сценарий: Мати Диоп | Бросать: Гильдас Аданну (Gildas Adannou), Сабина Баджогоумин (стебель), Мориас Агбесси (Morias Agbessi), Мэрилин Агбосси (Maryline Agbossi), Хабиб Ахандесси (Habib Ahandessi), ea | Время игры: 68 минут | Год: 2024 год

Колониализм предполагает не только культурное господство и эксплуатацию людей и земли, но и вульгарное воровство. Когда одна страна вторгается в другую страну, она часто убегает с найденными там сокровищами искусства. Спустя годы часто следует извинение и небольшая часть добычи возвращается. Недавнее возвращение Францией некоторых артефактов в бывшую колонию Дагомея вдохновило французско-сенегальского режиссера Мати Диопа на создание гибридного документального фильма. В результате получилось не информативное произведение, а довольно простой артхаусный фильм, который мог бы быть гораздо большим.

Империя Дагомея (1600-1894), из которой возник современный Бенин, была одним из крупнейших королевств Западной Африки. Он просуществовал несколько столетий благодаря работорговле. Король Гезо, прагматичный, а иногда и оппортунистический политик, который всегда думал об экономическом положении и стабильности своей империи, в конце концов отказался от этой торговли под сильным давлением со стороны британцев. Королевство распалось после войны с Францией, превратившей его в колонию. Страна обрела независимость в 1960 году, а в 1975 году Республика Дагомея была переименована в Народную Республику Бенин.

Однако эта богатая история почти не обсуждается в документальном фильме. Истории об Агоджие, женской армии короля, производившей большое впечатление своей эффективностью и свирепостью, также не упоминаются. Для этого вам лучше посмотреть политкорректный голливудский фильм Женщина-король с Виолой Дэвис или даже чушью Марвел вроде Черная Пантера посмотреть. Мати Диоп, которая добилась успеха своим дебютом Атлантическийявно не хотел преподавать урок истории, но хотел снять художественный документальный фильм о культурном наследии, колониализме и спиритуализме. Это принесло ей «Золотого медведя» в Берлине в феврале. Возможно, это слишком большая заслуга за довольно схоластическую работу.

Поводом для создания документального фильма стало решение Франции вернуть Бенину двадцать шесть произведений искусства из бывшего Королевства Дагомея. Эти исторические артефакты были разграблены в 1892 году солдатами французской колониальной армии. Это был год начала второй военной кампании Франции и войны, которая продлилась два года. Украденные произведения включали трон и статуи королей Гезо и Беханзина. По сути, это подачка, ведь всего было украдено семь тысяч произведений искусства.

Вместо исторического контекста Диоп предлагает размышление, состоящее из двух частей. В первой части она превращает артефакты в персонажа с голосом. Камера даже заменяет произведение искусства, когда оно хранится в коробке в Музее на набережной Бранли в Париже. Вторая, более интересная часть состоит из дискуссии среди студентов Университета Абомей-Калави, которые справедливо ставят под сомнение возвращение артефактов. Благих намерений много, но эффект слишком скуден, чтобы произвести впечатление. Фильм также длится едва семьдесят минут.

Диопу, возможно, лучше было бы снять короткометражный фильм или гораздо более длинный фильм с большим историческим контекстом. Интерес зрителя возбуждается, но утолить голод можно только после прочтения истории Бенина. Победа в «Золотом медведе» на Берлинале, возможно, станет мотивацией для просмотра фильма, но за последние десять лет этот фестиваль потерял так много своих перьев, что приз имеет меньшее значение. Дагомея лучше всего проявляется в образовательной среде, где фильм может послужить отправной точкой для более широкой дискуссии о колониализме.