Ср. Май 8th, 2024
Обзор Фортепиано [hbo Max] | ФильмВсегоОбзор Фортепиано [hbo Max] | ФильмВсего

Режиссер: Якуб Пятек | Время игры: 89 минут | Год: 2024 год

Польский композитор Фридерик Шопен, который превратил свое имя в Фредерик, написал несколько оркестровых произведений и польских песен, но в основном его помнят за его фортепианные произведения. Его многочисленные этюды, ноктюрны, мазурки, полонезы и баллады входят в число самых красивых, но и самых сложных в истории музыки. Шопен почти не давал покоя своим исполнителям, ведь его произведения характеризуются длинными музыкальными строфами и бесконечными декорациями. Многие пианисты всю свою жизнь тренируются на фортепианных пьесах Шопена, но самые лучшие начинали в очень молодом возрасте.

Знаменитый Международный конкурс пианистов имени Шопена проводится в столице Польши Варшаве раз в пять лет. Конкурс начался в 1927 году и выпустил много великих пианистов. Документальный фильм Фортепиано — для тех, кто не знаком с музыкальной терминологией: это означает «тихо-громко», — следуют некоторые молодые пианисты, участвующие в этом конкурсе. Странно, отмечает один из них, что исполнение самой красивой фортепианной музыки в мире считается соревнованием.

Игра на фортепиано на этом уровне оказывается настоящим спортом высшего уровня, требующим не только тела, но и разума в оптимальной форме. Таким образом, участникам нечего отвлекаться, что сложно, учитывая большое внимание средств массовой информации к фестивалю. Соревновательный элемент также не совсем способствует нервозности, а также не требует много тренировок в неудобных гостиничных номерах и крошечных гостиных. Похоже, не все способны выдержать такое огромное давление.

Всего в первом из четырех туров участвуют восемьдесят семь кандидатов. Лишь сорок из них продвинулись на один уровень дальше. Режиссер Якуб Пьятек решил проследить за некоторыми участниками восемнадцатого конкурса в 2023 году, не зная, как далеко они зайдут в соревновании. Среди них русско-армянка Ева, полька Марцин, китаянка Хао Рао и итальянка Леонора.

Пятек теряется в своей концепции, перескакивая с темы на тему между разными предметами. Их биография едва ли ясна, равно как и их взаимные контакты. Есть такое ощущение, что Пятеку было бы лучше следовать за одним кандидатом, чем рисковать тем, что он преждевременно уйдет.

Ценители творчества Шопена, возможно, узнают некоторые вступления или партии, но Фортепиано почти не останавливается на музыке польского мастера. Участники, несомненно, выступят превосходно, но любителю фортепианной музыки придется поискать другое место. Документальный фильм содержал бы гораздо больше эмоций, если бы в нем иногда показывалось более четырех тактов произведения Шопена.

Поэтому Пятек больше озабочен конкуренцией, чем красотой произведений Шопена. Конечно, здорово, что на этом акцент сделан, но фокус должен быть. Этого совершенно нет; Фортепиано содержит лишь фрагменты колдовства, которым является этот престижный фортепианный конкурс.

Фортепиано можно увидеть на HBO Max.