Режиссер: Тьерри Альпинизм | Сценарий: Седрик Ангер, Жак Фиески, Тьерри Клифа | Бросать: Изабель Юппер (Марианна Фаррер), Лоран Лафит (Пьер-Ален Фантен), Марина Фуа (Фредерик Шпильман), Андре Маркон (Ги Фаррер), Рафаэль Персона (Жером Бонжан), Матье Деми (Жан-Марк Шпильман), Анн Броше (Бетси) и другие | Время игры: 123 минуты | Год: 2025 год
Любой, кто следил за французскими скандалами последних двадцати лет, узнает эту историю. Самая богатая женщина в мире сразу же дело Банье-Бетанкур. Фильм, конечно, художественный, но в целом следует известным фактам. По крайней мере, в определенной степени. Как только предполагается обсудить политические последствия, история прекращается. Фильм Тьерри Клифа застревает в истории Распутина, полной хвастовства, и игнорирует истинные масштабы скандала.
Дело вращается вокруг причудливых отношений между Лилиан Бетанкур, владелицей L’Oréal и на тот момент самой богатой женщиной в мире с состоянием в тридцать миллиардов, и Франсуа-Мари Банье, фотографом и писателем. Банье удалось завоевать ее расположение и в период с 1990 по 2010 год он получил в виде подарков состояние в более чем миллиард долларов. Ее дочь Франсуаза чувствовала, что Банье манипулировал ее матерью и эксплуатировал ее. Когда она обнаружила, что он тоже преследует ее наследство, она обратилась в суд.
В фильме Лилиан зовут Марианной. Клифа и Изабель Юппер изображают ее независимой женщиной, которая, несмотря на свое состояние, не очень-то счастлива. Ее брак с Гаем и связь с дочерью Фредерик кажутся стабильными, но чего-то существенного все еще не хватает. Прибытие Пьера-Алена Фантена (кинематографического аналога Банье) привносит глоток свежего воздуха в его существование. Он остроумный обаятель, с которым легко разговаривать, он осмеливается сказать что угодно и рассмешит ее. В то же время он высокомерен, вульгарен и снисходителен ко всем, кого считает неполноценными.
Фредерик, Ги, а также дворецкий Жером ненавидят Пьера-Алена, но терпят его, потому что он доставляет Марианне удовольствие. Когда злоумышленник действительно заходит слишком далеко, вмешивается Фредерик. Клифа показывает Марианну не как человека, который умственно угасает, а как одинокую женщину, отчаянно нуждающуюся в том единственном человеке, который заставляет ее что-то чувствовать. Она готова потратить на это миллионы, но ее семье это не по душе.
Клифа не оставляет сомнений в том, что Пьер-Ален — спекулянт, человек, который понимает, что благодаря своей дружбе он втянулся в золотую жилу. Ему определенно нравится компания Марианны, но он смотрит свысока на любого, кто подчиняется или не может защитить себя. Его сила заключается в том, что он может сделать что угодно с самой богатой женщиной в мире – и ему это сойдет с рук.
Однако фильм рассказывает лишь часть истории. Дворецкий, который обнародовал это дело с помощью тайных аудиозаписей, по-прежнему привлекает внимание, но реальные последствия остаются практически не обсуждаемыми. На самом деле эти записи не были столь уж губительны для спекулянта. Еще более катастрофическими стали разоблачения об уклонении от уплаты налогов, коррупции вокруг финансового консультанта Бетанкур и спорных пожертвованиях (по сообщениям, около полутора евро) на избирательную кампанию Николя Саркози. В фильме не упоминается этот политический аспект.
Клифа сознательно избегает этого минного поля. Возможно, из-за страха разногласий и юридического обвинения со стороны Саркози из его камеры, возможно, потому, что политическое кино просто привлекает меньше зрителей. Поэтому он ограничивается безопасной для таблоидов сказкой: современная Царица, очарованная своим Распутиным. В руках такого режиссера, как Коста-Гаврас, вся история могла бы превратиться в острый политический триллер.
Изабель Юппер отлично справляется со своей задачей, но ее твердая, моложавая Марианна далека от настоящей Бетанкур, у которой уже в период Банье проявлялись признаки растерянности и, возможно, слабоумия. Этот выбор кажется сознательным, но имеет отталкивающий эффект. Пьер-Ален Лорана Лафита иногда тяготеет к карикатуре, хотя настоящий Банье, вероятно, был не намного менее расстроенным.
Самая богатая женщина в мире поэтому кажется, что это упущенная возможность. В лучшем случае фильм представляет собой беззаботную прелюдию к более острому, полному и превосходному документальному сериалу Netflix. Дело Бетанкур: скандал с самой богатой женщиной в мире.