Режиссер: CJ ‘Fierry’ Обаси | Сценарий: CJ ‘Fierry’ Обаси | Бросать: Узумака Пауэр (Зинвеа (Зинвес), Эвелин Или Юхен (Приска), Рита Эдочи (Мма Эфе), Эмека Амакезе (Джаспер), | Время игры: 107 минут | Год: 2025 год
Мировое кино открывает окно в неизведанные истории и реальности. Такие фильмы оказывают наибольшее влияние, когда они выходят за рамки культурных различий, и нет необходимости втягивать контекст в универсальные темы. Нигерийский Мать Луна противопоставляет опору на традиции и (суе)предания постоянным изменениям и знает, как сделать эту борьбу ощутимой.
Деревня Ийи живет и верит в море. Жители обязаны своим существованием, но и своей смертью, морской богине Мами Вата. Связующим звеном между повседневным и божественным является «посредник» Мама Эфе, в которого жители деревни непоколебимо верят. Поэтому она богато обеспечена товарами и продуктами питания, но есть и критика ее даров и положения власти, которое она приобрела в Ии.
У Эфе две дочери, которые сильно отличаются друг от друга. Нахальная Зинве, которую когда-то нашла и вырастила мать, самая откровенная из этой пары. Она не может смириться с тем, что Эфе не делает все возможное, чтобы вернуть мертвого мальчика к жизни. Когда жители Ийи приветствуют раненого борца за свободу Джаспера в своей общине, они приводят троянского коня. Зинве и ее сестра Приска делают все возможное, чтобы предотвратить опасность.
На основе западноафриканского фольклора. Мать Луна изначально кажется, что он опирается на довольно ясный сюжет. Однако за этим скрывается значительная напряженность, и он полон символизма. Кроме того, режиссер Си Джей «Фиерри» Обаси постоянно играет с контрастами, как визуально, так и повествовательно. Население деревни придает большое значение традициям и украшает себя впечатляющими белыми рисунками на лицах. В это же время Приска катается на мотоцикле и танцует с мужчиной в местном баре.
Прежде чем Джаспер покажет свою истинную, жестокую натуру, он спрашивает маму Эфе, есть ли в деревне необходимость в школах. Ответ в том, что Ийи живет за счет того, что Мами Вата дает или требует от деревни. Наивный вопрос кажется метафорой навязывания ценностей, например, в те периоды, когда Африка была обременена европейским колониализмом.
Море всегда рядом для жителей деревни и зрителя. Обаси постоянно чередует крупные планы с изображениями прибоя. Но наибольшее впечатление он производит своими контрастными черно-белыми изображениями. В некоторых кадрах даже оттенков серого не видно. Отсутствие цвета – за исключением тонких акцентов в последней сцене – создает ощущение вневременности, подчеркивающее сильную склонность к вековым обычаям и традициям. С помощью нескольких небольших моментов Обаси дает понять, насколько огромны изменения для существования деревни и гармонии среди жителей.
Многих оттолкнет нигерийский фильм о племени, говорящем на удивительном сочетании своего собственного языка и английского в дополнение к местному языку. Но Мать Луна делает именно то, в чем хорош мировой кинематограф: переносит вас в другие (опытные) миры. Мощный визуальный стиль гарантирует, что это впечатление сохранится надолго. Для тех, кто осмелится это сделать.
Мать Луна можно увидеть в Муби.