Режиссер: Лорена Муньос | Время игры: 95 минут | Год: 2024 год
В 1990 году в Катамарке, Аргентина, была убита семнадцатилетняя Мария Соледад Моралес. Ее одноклассники устроили акцию протеста по требованию обеспокоенных родителей и их учительницы, монахини Марфы, которая прошла тихо, в молчании. Спустя почти двадцать пять лет печаль все еще велика, и друзья Марии Соледад вновь молча гуляют по улицам Катамарки. Крутая лягушка, которой удается оставаться сухой с этими изображениями. Но столь же чувствителен, как Мария Соледад: Конец молчания начинается, настолько хаотично то, что следует дальше, до такой степени, что всякая симпатия угасает.
Мария Соледад: Конец молчания начните спокойно. Много места отведено друзьям Марии для рассказа о своем горе и событиях той роковой ночи 1990 года. В то же время задается ощутимый угрожающий тон, что делает начало очень сильным. Но эта острая атмосфера полностью исчезает после перехода к политической стороне истории. Интервью с друзьями уступают место старым изображениям в СМИ и диким слухам, из которых не сразу понятно, насколько серьезно их следует воспринимать.
Мимо проносится множество старых фрагментов из телевидения и газет. Упоминаются имена, устанавливаются связи, разоблачаются скандалы и увольняются политики. Это происходит в быстром темпе, резко контрастируя с безмятежным началом. Единственное, что ясно, это то, что Катамарка — большая коррумпированная банда. Возможно, документальный фильм был снят для аргентинцев, которые уже знакомы с этим делом и с тем политическим влиянием, которое оно оказало. Судя по количеству изображений, в то время это было медиа-спектакль, за которым, вероятно, следили по всей Аргентине.
Родители Марии Соледад объявляют, что преступник известен, прежде чем зритель узнает, кто это. Похоже, что это основано главным образом на слухах, и мы напрасно ждем убедительных доказательств. О реальных людях, причастных к делу, почти не говорят, а внимание смещается на журналистов, которые следили за этим делом на расстоянии. Один из них делает много драматических заявлений о судьбе Марии Соледад, которую он никогда не знал, и это производит меньшее впечатление, чем слова ее друзей. Тот факт, что этому журналисту предоставлена для этого такая большая площадка, в определенный момент становится раздражающим.
Спустя пять-шесть лет (по поводу сроков мнения разделились) суд наконец начинается. Это больше половины документального фильма. Внезапно появляются всевозможные свидетели, непонятно откуда их взяли и пытались ли они раньше рассказать свою историю; в любом случае, они никогда раньше не появлялись на сцене. Показания часто меняются, несомненно, посредством угроз или подкупа, но это создает большую неопределенность. Особенно в сочетании с поспешным темпом, в котором все рассказывается.
На свет появляется всякая новая информация, которая до сих пор скрывалась. У Нон Марты есть шкаф, полный историй от третьих лиц, которые ранее не упоминались в документальном фильме. Даже в своих интервью документалистам она этого не указывала. После этого она также не дает никаких объяснений. Никто не собирается подвергать сомнению слова монахини, но оно сбивает с толку. Зритель пожимает плечами и вынужден согласиться с очевидно основанным на сплетнях определением вины.
Что интересно, так это ход событий в зале аргентинского суда. Свидетели, а также виновные и свидетели, дающие противоположные показания, размещаются прямо друг напротив друга, без какой-либо защиты, с соблюдением максимального расстояния между ними в полтора метра. И они злятся друг на друга. Полиция или другие органы власти воздерживаются от допроса или предоставления доказательств. Кажется, что обычным гражданам приходится бороться между собой, что придает процессу вид мыльной оперы. Что не повышает доверия.
Заявление Марты о том, что судебный процесс стал важным шагом в борьбе с фемицидом, кажется неуместным. Во всяком случае, в документальном фильме этого вообще нет. Судя по всему, это дело сыграло важную роль в борьбе с коррупцией в Аргентине. И это совсем другая история, чем то, что случилось с семнадцатилетней Марией Соледад и через что пришлось пройти ее друзьям.
Гораздо лучше было бы снять два документальных фильма: о политической ситуации того времени или о личном подходе к истории. Оба рассказа одновременно прерывают тон. Более того, полтора часа — это слишком мало времени, чтобы, с одной стороны, рассказать глубокую историю, а с другой — предоставить обширную познавательную историю.
Мария Соледад: конец молчания можно увидеть на Netflix.