Режиссер: Фрэнк Капра | Сценарий: Фрэнсис Гудрич, Альберт Хэкетт, Фрэнк Капра | Бросать: Джеймс Стюарт (Джордж Бэйли), Донна Рид (Мэри Хэтч), Лайонел Бэрримор (мистер Поттер), Томас Митчелл (дядя Билли), Генри Трэверс (Кларенс), и др. | Время игры: 130 минут | Год: 1946 год
В конце Это чудесная жизнь Джордж Бэйли смотрит вдаль, окруженный своими близкими. Он не сможет ни с кем поделиться тем, что пережил. Сначала он хотел покончить с собой после того, как ипотечный банк, который он неохотно перенял у отца, потерял тысячи долларов. Но на небесах такое уныние считают хуже болезни, поэтому посылают на землю ангела Кларенса, чтобы тот изменил мнение Джорджа. Шедевр режиссера Фрэнка Капры поначалу провалился, но с годами фильм превратился в рождественскую классику.
Через рамочную историю Кларенс видит, как юный Джордж мечтает спроектировать великие здания, повидав весь мир. В конечном счете, Джордж финансирует только простое жилье для бедных людей в своем городе Бедфорд-Фолс. Он живет со своей семьей в ветхом старом доме и вообще никогда не покидал это место. В этом конфликте между идеалами и реальностью все находится на грани, чтобы дать волю подавляющим чувствам, которые критики называют так называемой «кукурузой Капры». Но отвергая фильм как сентиментальный, мы упускаем из виду тот факт, что это кошмар.
Стремление Джорджа к свободе сопряжено с опасностями, как показывает Капра в шокирующей развязке. Тот, кто позволяет себе увлечься необузданной фантазии, рискует потерять свои корни. Через затянувшееся крещендо страданий Джордж познает мир, когда он никогда не рождался, и Кларенс исполнил это желание. Бедфорд-Фолс внезапно стал называться Поттерсвиллем, в честь грубого банкира, который им управляет. Коммерция победила солидарность. Этот мир оказывается немного ужаснее каждый раз, когда Джордж узнает, как там поживает дорогой ему человек.
Все разочарование резко нарастает ближе к концу с резкими крупными планами и страстной игрой. Джеймс Стюарт играет главную роль чрезвычайно выразительно и весело. В отличие от своего популярного образа, Капра создает незабываемых персонажей: от свирепого Лайонела Бэрримора в роли Поттера до глупого дяди Билли. Они преувеличивают аспекты личности Джорджа, от цинизма до детского энтузиазма. Помимо прочего, интригует контраст между его заботливой женой Мэри и сладострастной Вайолет, ведь оба попали в ловушку своих карикатурных действий, не имея права на существование вне Джорджа.
В дополнение к этому стилю игры, столь характерному для Капры, режиссер использует эклектичные стили: от стоп-кадра в начале, который сразу же определяет судьбу Джорджа, до освещения в стиле нуар или физической комедии. Он регулярно наполняет экран людьми, взрыв живости. Это сделало Капру нетипичным голливудским режиссером. В то время как голливудский стиль повествования основан на эффективности, где каждое изображение способствует созданию управляемой реальности, Капра ориентирован на выразительность и создает реальность мечты.
Тем не менее, он был знаменитым режиссером таких блокбастеров, как Это случилось однажды ночью часть этой системы. Философ Теодор Адорно раскритиковал эту культурную индустрию, которая постоянно создавала стандартизированные произведения с уловками для имитации индивидуальности. Для него «прикосновение Любича» было всего лишь косметической процедурой. Но в Это чудесная жизнь Голливудский стиль, который он презирает, на самом деле служит другой цели. Он держит Капру-режиссера и Джорджа-персонажа в ловушке шаблона, из которого оба хотят вырваться через свои выразительные действия. Капра находится на другом уровне, чем Билли Уайлдер, Джон Форд или Эрнст Любич.
Профессор кино Рэй Карни в своей монументальной книге о Капре утверждал, что его творчество больше соответствует традициям американского романтизма. В европейском романтизме мощное воображение личности находится вне мира. Для американца вопрос заключается в том, в какой степени это воображение может быть воплощено в практических формах выражения. Капра настроен скептически. Так заканчивается дикая фантазия Джорджа поймать луну арканом, словно пустой лозунг на вышитом произведении. Грандиозные здания, которые он создал, существуют только в виде моделей в его доме.
Однако пребывание за пределами мира имеет серьезные недостатки. Вот почему так трогательно, когда весь Бедфорд-Фолс собирается вместе, чтобы помочь Джорджу. С одной стороны, он заново открывает свои корни, с другой — на заднем плане таится неприятное осознание. Кажется невозможным воплотить богатое воображение в практическую форму. Из-за этого неразрешимого конфликта между воображением и практикой фильм действует как зеркало, заставляя каждого задуматься о том, насколько он может жить в соответствии со своими собственными идеалами.