Пн. Мар 31st, 2025

Украина, 1990-е годы. 15-летняя Тоня начинает свой первый день в новой школе. После невыносимой ситуации со своим агрессивным бывшим парнем она ищет новых друзей и место, где ей будет принадлежать. Она быстро избавляется от своей застенчивости, когда попадает в группу неудачников, которые вместе раздвигают границы постсоциалистического Киева. Но это быстро выходит из-под контроля.

Навсегда-навсегда (2023) — первый полнометражный фильм режиссёра Анны Бурячковой, который можно рассматривать как оду молодёжи первого постсоветского поколения или всему этому периоду. Мы следим за группой подростков в средней школе и вокруг нее и видим, как они ищут смысл для себя и особенно друг для друга. Учителя строгие, но их легко подвести, родители отсутствуют, а алкоголь и сигареты доступны повсюду. В школе и на улице действует принцип выживания сильнейших, и если ты не вписываешься, тебе не повезло. История похожа на своеобразную украинскую версию британского хитового сериала. Скины (2007–2013)но с более слабым сюжетом.

Видеоклипы

Бурячкова ранее, помимо прочего, снимала музыкальные клипы, и это ярко отражено в этой драме о взрослении. Кинематография тщательно продумана и идеальна до мельчайших деталей, что делает фильм визуально привлекательным, но одновременно означает, что содержание порой отстает. Изображения служат скорее поддержкой саундтрека, чем наоборот, и, несмотря на их порой очаровательный вид, на самом деле они не двигаются. А еще потому, что сценарий немного отстает, и у нас, как у зрителей, остается много открытых концов. Навсегда-навсегда поэтому поверхностно.

Стиль важнее контекста

И это досадно, потому что в персонажах и изображенных конфликтах есть большой потенциал. Что произошло в предыдущей школе Тони? Почему ее родители так равнодушны, когда что-то так явно происходит? И почему всем кажется нормальным чрезмерное насилие, которое молодые люди применяют друг к другу? Поскольку эти вещи не рассматриваются, мы упускаем большую часть контекста, и персонажи начинают казаться все менее и менее симпатичными. Тоня становится неподражаемой, развитие событий нелогично, а финальные повороты сюжета бессмысленны.

Мало удовлетворения

Возможно, конечно, именно это и было намерением Бурячковой отразить безудержность и бесперспективность того поколения, но получается это не совсем хорошо. Слишком многое происходит и слишком мало объясняется. Навсегда-навсегда выглядит красиво, и критиковать саундтрек не за что, но по-настоящему сопереживать героям и сочувствовать тому, через что они все проходят, довольно сложно. И это нечто.

Билд: Все еще «навсегда-навсегда» через Filmdepot / Лена Чехаовская