Чт. Окт 23rd, 2025

Режиссер: Гильермо дель Торо | Сценарий: Гильермо дель Торо | Бросать: Оскар Исаак (Виктор Франкенштейн), Джейкоб Элорди (горячий монстр), Кристоф Вальц (Харландер), Миа Гот (Элизабет), Феликс Каммерер (Уильям Франкенштейн), Чарльз Дэнс (Леопольд Франкенштейн), Ларс Миккельсен (Капитейн Андерсон), и др. | Время игры: 149 минут | Год: 2025 год

История Франкенштейна — одна из самых знаковых историй о монстрах в западной литературе и культуре. Дизайн монстра в классическом кинофильме Джеймса Уэйла 1931 года с тех пор стал нормой: когда вы думаете о творении Франкенштейна, вы автоматически представляете себе окрашенное в серый цвет лицо Бориса Карлоффа. Однако этот культовый дизайн, как и многие другие элементы, сильно отличается от оригинального романа Мэри Шелли.

Гильермо дель Торо в «Китах» Франкенштейн будучи ребенком, и часто ссылается на эту классику как на главный источник вдохновения для своих работ. Готические образы, столь характерные для Дель Торо, отчасти обязаны этому старому черно-белому фильму. Его ремейк, или реинтерпретация, не является высокомерной попыткой превзойти оригинал, а проистекает из искренней любви к истории и всему, что она означает.

Двадцать лет после своего шедевра Лабиринт Фавна Дель Торо прорвался в мейнстрим. Форма воды принес ему два Оскара, Кошмарная аллея получил несколько номинаций и свою версию Буратино был удостоен премии «Оскар» за лучший анимационный фильм. Хотя эти фильмы очень разные по своей сути, сочетание мистики и увлечения необъяснимым — константа в творчестве Дель Торо. Более чем уместно, что он Франкенштейн снят на пике своей карьеры.

Все думают о монстре Франкенштейна как о большом, громоздком и устрашающем существе. По иронии судьбы, это полная противоположность тому, как описала свое творение Мэри Шелли. Ее монстр — чувствительная и травмированная жертва безумия и высокомерия Виктора Франкенштейна, который считает свое творение неудачным экспериментом. Когда монстр перемещается среди людей, его избегает и преследует общество, которое слепо к трагедии, но, прежде всего, видит в нем дьявола.

Дель Торо остается верным тематической сути, но позволяет себе достаточно творческой свободы, чтобы оставить свой след в истории. Его цель ясна: очеловечить и творца, и творение. Виктор Франкенштейн — сумасшедший учёный с комплексом бога и социопатическим отсутствием сочувствия. Монстр же — существо чувствительное и непонятое, во многом более человечное, чем его создатель.

Абсолютной звездой является Оскар Айзек, который изображает многослойного Франкенштейна и фантастически передает его безумие. Джейкоб Элорди — неожиданный выбор для монстра. Он прорывается через образ молодого «красавчика», который он создал. Эйфория, Будка для поцелуев в Присциллаи играет свою роль достоверно и уязвимо. В сильных второстепенных ролях Миа Гот и Кристоф Вальц оказывают правильное противодавление и придают ансамблю дополнительный колорит.

Как и ожидалось от Дель Торо, технические аспекты фильма во многом превосходны. Роскошные декорации богаты деталями, операторская работа демонстрирует высочайшее мастерство, а музыка имеет подходящий эмоциональный подтекст. Только сцены с большим количеством компьютерной графики выглядят хуже, возможно, из-за нехватки времени или бюджетных ограничений. Большие визуальные эффекты иногда выглядят нереально, что навязчиво в тщательно построенном мире.

Все еще работает Франкенштейн не о визуальном зрелище, а об истории и человеке, стоящем за монстром. Фильм наиболее силен в убедительных исследованиях персонажей Виктора и его творения, которые легко оправдывают продолжительность фильма в два с половиной часа. На самом деле, этого даже слишком мало, потому что какой бы захватывающей ни была завязка, финал очень разочаровывает.

Кульминация удивительно коротка, мила и сентиментальна. Моральное и эмоциональное противостояние, к которому тщательно стремится фильм, реализуется всего за несколько минут. Развитие персонажа внезапно обрывается, из-за чего развязка кажется поспешной и неудовлетворительной. Если бы были дополнительные полчаса, сильное повествование могло бы закрепиться намного лучше.

В этом году любителям авторских ужасов есть чем заняться. Роберт Эггерс хорошо стартовал со своим ремейком Носферату, Грешники в Оружие были неожиданными хитами и 28 лет спустя в Конечный пункт назначения: Родословные были долгожданными продолжениями дремлющих франшиз. Теперь вы можете Франкенштейн восстать из мертвых. Несмотря на некоторые недостатки, версия дель Торо является достойным, порой трогательным дополнением к репертуару современных ужасов.