Пн. Мар 31st, 2025

Режиссер: Педро Альмодовар | Сценарий: Педро Альмодовар | Бросать: Джулианна Мур (Ингрид), Тильда Суинтон (Марта, Мишель), Джон Туртурро (Дэмиан), Алессандро Нивола (полицейский), Алекс Хёг Андерсен (Фред), и др. | Время игры: 110 минут | Год: 2024 год

После достижения вершины квир-лагеря в 2013 году с Любители пассажиров За последнее десятилетие работы Педро Альмодовара стали более серьезными: более весомые темы, более зрелые повествования. Но оказывается, кровь бежит туда, куда не может идти. Комната по соседству. Тот факт, что Альмодовар регулярно прибегает к своему привычному режиссерскому выбору в этой драме об эвтаназии, редко идет на пользу теме.

Комната по соседству — первый полноценный художественный фильм Альмодовара на английском языке (получасовые англоязычные фильмы Человеческий голос в Странный образ жизни пока игнорируется). Очень поздно для режиссера, который работает уже около пятидесяти лет и которому не на что жаловаться с точки зрения международного престижа. Комната по соседству Создается впечатление, что это может быть связано с языковым барьером. Потому что, хотя испанский режиссер и может изъясняться на английском языке в интервью, его главным героям вряд ли удается вести убедительный разговор на первом этапе.

В этом не должно быть вины актеров. Джулианна Мур и Тильда Суинтон на протяжении многих лет зарекомендовали себя снова и снова, как в оскароносных драмах, так и в блокбастерах, которые понравились публике, но когда их персонажи Ингрид и Марта снова встречаются спустя годы из-за того, что последняя неизлечимо больна, это звучит так, как будто они у обоих есть отрепетированный текст. Текст лингвистически правильный (Альмодовар, несомненно, проверял свой сценарий), но в котором почти нет человечности. И это, возможно, связано с режиссурой актеров. Ведь режиссер должен указывать, как подавать тексты.

К сожалению, Муру и Суинтону приходится обходиться и весьма многословными текстами. Их многочисленные диалоги не столько произносятся, сколько провозглашаются. Вы бы предпочли ожидать того, что они говорят друг другу за кадром. Дискомфорт от неминуемой смерти и лет без контактов должен вызывать некоторый дискомфорт, но вместо того, чтобы искать нужные слова, у обеих дам всегда наготове красивое предложение. И вообще, есть еще кое-что из Джеймса Джойса, которое можно процитировать.

Возможно, это можно объяснить профессиональным прошлым этих женщин: Ингрид пишет романы, Марта много лет работала военным репортером. Но у писателей не всегда есть хорошее произношение; найти правильно построенное предложение – это именно их ремесло. Также нет особых тонкостей в том, как эти тексты позволяют разворачиваться сценам. Зрителю никогда не приходится использовать диалог, чтобы точно собрать воедино, какое (совместное) прошлое есть у этих женщин; это всегда объясняется прямо, без интереса и обходных путей.

Как работа военного репортера повлияла на жизнь умирающей Марты, изучено немного, но недостаточно. К несчастью для Альмодовара Гражданская война в Ли ранее в этом году он уже косил необходимую траву под ногами, но личная драма, вспоминающая необычную жизнь, должна в этой области углубляться гораздо глубже. Остаётся один обязательный флешбек на войну в Ираке, который выглядит не особо правдоподобно, в котором Марта главным образом отмечает, что она «очень опасна».

Визуализация также довольно неуклюжа; почти все снято (средним) крупным планом. Даже когда Мур и Суинтон появляются на экране одновременно, это делается с излишне близкого расстояния и обычно лицом к лицу. Кажется, что актрисы действуют по направлению к четвертой стене. Подобный режиссерский выбор хорошо работает во многих фильмах Альмодовара, которые не требуют от вас стопроцентного серьезного отношения, но здесь они производят довольно неуклюжее впечатление.

Бессодержательное редактирование не помогает. В простом двустороннем разговоре мы всегда видим говорящего. Как только кто-то появляется в поле зрения, вы знаете, что он собирается что-то сказать в течение секунды. Даже в редкий момент человечества, когда одна из двух женщин не может открыть холодильник, другая сразу же спрашивает: «Могу ли я помочь?» Этот момент был бы намного сильнее, если бы мы увидели, как этот персонаж безнадежно ошибается в течение нескольких секунд, в то время как источник раздражающей услужливости остался за кадром.

В некотором смысле приятно, что Альмодовар не позволяет теме самостоятельно выбранного финала сопровождаться огромной меланхолией. Для тех, кому это нужно, почти каждый месяц выходит новый артхаусный фильм. Но все же должен быть хороший баланс между развлекательным и серьезным, между трагедией смерти и празднованием жизни. Это требует определенного такта, которого Альмодовар, кажется, не может найти: во многих сценах (диалогах) звучит легкомысленная музыка, в то время как неминуемая смерть заслуживает некоторого молчания.

В середине фильма внезапно становится намного лучше, когда двое друзей вместе переезжают в дом отдыха, где Марта испустит последний вздох. доказанный факт(Последний раунд тоже делал что-то подобное в начале этого года и был не совсем первым), но в этой части сцены сразу потекли гораздо лучше: больше спонтанных диалогов, больше креативных кадров, меньше жесткости исполнения. Есть даже некоторое напряжение: открыта или закрыта дверь в спальню Марты? Потому что это отмечает разницу между жизнью и смертью.

На этом позднем этапе в историю, кажется, даже проникает некий яд. Смерть Марты наступит благодаря незаконно полученной таблетке для эвтаназии. Это делает Ингрид соучастницей ее смерти, что может дать ее гуманному поступку юридический след. Но как она отметила ранее: они не такие уж и хорошие друзья. Стоит ли Ингрид рисковать тюремным заключением из-за того, что Марта сама выбрала конец?

С этим знаю Комната по соседству в последний момент, чтобы изучить некоторые интересные аспекты сцен, которые иногда оказываются весьма эффективными. Но в конечном итоге этот заключительный этап заканчивается, прежде чем он сможет спасти фильм, и остается мысль, что Альмодовар потратил впустую много ценного времени в первой половине. Может быть, этому фильму стоило начать с начала конца?