Пн. Мар 31st, 2025

Режиссер: Питер Вингердер | Сценарий: Даниэль Гирги | Время игры: 80 минут | Год: 2024 год

В августе этого года в возрасте восьмидесяти лет скончался писатель и художник Ганс Пломп. Пломп был одним из основателей деревни художников Руигорд, недалеко от гавани Амстердама. Деревня с прилегающей к ней церковью была захвачена художниками в 1973 году. В прошлом году он отметил свое пятидесятилетие. Но Руигорд в опасности.

Порт, жаждущий модернизации и озеленения, занимает все больше и больше места, и художникам Руигорда приходится терпеть вид ветряных мельниц, страдающих манией величия. Муниципалитет пока не уверен, что хочет гарантировать существование колонии художников. Несколько лет назад она запретила жить на этом участке. Художники и сторонники Руигорда продвигаются вперед.

Документальный фильм производства ВПРО. Руигорд: Космическая утечка Подобно прибежищу для художников, это одновременно множество вещей. В то время как в Руигорде есть студии, он был бывшим местом жительства и организует мероприятия, документальный фильм Питера Вингердера — это не только урок истории, но и дань уважения Руигорду и гимн свободе. Потому что где найти столько творческих душ, которые не руководствуются условностями или строгими смирительными рубашками социально приемлемого?

Тем не менее, Вингердер держит обе ноги на земле. В Руигорде развиваются менее расплывчатые ситуации, чем мог бы ожидать невежественный посторонний. Конечно, имеют место ритуалы, такие как инсценированная свадебная церемония Пломпа в исполнении неподражаемой Тоски Нитеринк, но мы видим и ожесточенную борьбу администраторов Руигорда за обеспечение существования деревни художников.

Потому что, хотя дежурный советник Хестер ван Бюрен и мэр Фемке Халсема напоминают им, что они также считают существование Руигорда важным, они все же хотят ограничить масштабы своей деятельности. Потому что муниципалитет также заинтересован в сильной экономической позиции порта и стремлении к устойчивому развитию. Ведь кто может быть против этого? Вингердеру следовало бы немного больше подчеркнуть несправедливое противоречие, которое это вызывает.

Кроме того, история, которую мог бы дать нам документалист, несколько скудна. Его краткий подход является образцовым для этого документального фильма. В Wingerder подают короткие закуски, которые на самом деле только усиливают чувство голода. Как именно возник Руигорд и как он смог превратиться в то учреждение, которым является сегодня? Как именно выглядит ежегодный фестиваль и что связывает артистов и других заинтересованных лиц?

Это больше вопросов, чем Вингердер может ответить. Что действительно удалось режиссеру, так это дать понять, что в эти смутные времена потребность в творчестве и бегстве ощущается как никогда. И это далеко не левое хобби.