Режиссер: Келли Райхардт | Сценарий: Келли Райхардт | Бросать: Джош О’Коннор (Джеймс Блейн Муни), Алана Хэйм (Терри Муни), Хоуп Дэвис (Сара Муни), Билл Кэмп (Билл Муни), Джон Магаро (Фред), Габи Хоффман (Мод), и др. | Время игры: 110 минут | Год: 2025 год
Никто не может себе представить, что Келли Райхардт когда-нибудь снимется в дорогом и напыщенном голливудском фильме. Американский режиссер ругается матом с момента своего дебюта Река травы в скромных, медленных и минималистичных фильмах, в которых история представляет собой лишь поверхность более глубокого и проницательного подтекста. Вдохновитель первые полчаса кажется классическим фильмом об ограблениях, но, как и ожидалось, Райхардт трансформирует жанр в нечто совершенно иное: трагедию неудачи и портрет аполитичных американцев накануне Уотергейта.
Массачусетс, начало 1970-х годов. Джеймс Блейн Муни, сын судьи, когда-то посещал художественную школу, но так и не закончил ее. В профессиональном плане он просто лажает, а еще ему приходится содержать жену и двоих детей. Чтобы профинансировать проекты своей мечты, которые так и не реализуются, он регулярно обращается к матери, которая продолжает давать ему деньги. Однако Джеймс считает, что заслуживает большего, и планирует битву, которая навсегда изменит его жизнь.
Он решает украсть из любимого музея четыре картины не столь известного художника. Джеймс думает, что продумал свой план до мельчайших деталей, но он настолько дилетантский, что обречен на провал. Он хочет ограбить музей средь бела дня, нанимает группу преступников низкого уровня и видит, что в день ограбления водитель-беглец явно отсутствовал. И все же Джеймс по-прежнему убежден, что он умнее остальных.
Райхардт делает с Вдохновитель ее второй минималистичный фильм об ограблениях. Первая корова В центре сюжета два друга, которые в 1820 году украли молоко у соседской коровы, чтобы испечь из него популярное печенье. Этот фильм можно охарактеризовать как версию Стэнли Кубрика в исполнении Райхардта. Убийство. Вдохновитель кажется скорее противоположностью Нормана Джуисонса Дело Томаса Крауна: главный герой не обаятельный миллионер, а неудачник без романтики и шансов на успех.
Где происходит «ограбление» Первая корова кульминация была в Вдохновитель всего лишь подготовка к проблемным последствиям, в которых и заключается суть. В этом смысле Райхардт следует традициям французских фильмов-нуаров, таких как фильм Жана-Пьера Мельвиля, в которых преобладает судьба и кончина главных героев предопределена с самого начала. В отличие от антигероев Мелвилла, Джеймс Блейн волей-неволей не является экзистенциальным гангстером. Он просто понятия не имеет, что делает.
Антигерой Райхардта не может похвастаться даже жалкой жизнью. Он просто хочет большего, считает себя умным и считает, что как сын судьи он защищен от судебного преследования. Джеймс слеп к своему счастью и к тому, что происходит вокруг него. Вот что такое Райхардт. Контркультура, война во Вьетнаме, позор, который он навлекает на своих родителей, его ответственность перед семьей: кажется, на него ничто не влияет.
По мнению Райхардта, Джеймс — аполитичная фигура, как и многие американцы начала 1970-х годов. Их мало заботило, что делает правительство и выходят ли другие на улицы в знак протеста против войны. Джеймсу повезло: ему не пришлось ехать во Вьетнам. Но затем следует разочарование в Никсоне. Не только для Америки, но и для самого Джеймса. Только тогда он, кажется, наконец понимает, что ни один человек не является островом.