Режиссер: Kirill Serebrennikov | Сценарий: Kirill Serebrennikov | Бросать: Август Диль (Йозеф Менгеле), Максимилиан Мейер-Бретшнайдер (Рольф Менгеле), Дана Херфурт (Ирен Менгеле), Фридерика Бехт (Марта Менгеле), Давид Руланд (Зедлемайер), и др. | Время игры: 135 минут | Год: 2025 год
«Тодесенгель», «Ангел смерти», — прозвище печально известного лагерного врача Йозефа Менгеле. Во время Второй мировой войны он проводил ужасные эксперименты над узниками концлагеря Освенцим. Он был очарован, среди прочего, карликовостью и развитием близнецов. После войны ему удалось бежать из Германии и остаток жизни провести в Южной Америке.
Менгеле, пожалуй, самый известный нацист, которому удалось избежать любых форм преследований после войны. Несмотря на лихорадочные усилия спецслужб, включая Моссад, он оставался на свободе. Он скрывался от правосудия более тридцати лет, пока во время плавания у него не случился инсульт, и он не утонул в возрасте шестидесяти семи лет.
Такие фигуры, как Менгеле, имеют почти мифический статус. Прозвище «Ангел Смерти» говорит само за себя: его жестокость и сила кажутся почти нечеловеческими. Исчезновение Йозефа Менгеле пытается развенчать этот миф, изображая его по-человечески: не как абстрактную дьявольскую фигуру, а как грустного человечка, который продолжает верить в свою реальность.
Вместо злого двумерного мультяшного злодея в фильме показан гораздо более многогранный человек. Менгеле ожесточен, цепляется за мир, которого больше не существует, и делает вид, что он все еще имеет смысл. Во многих отношениях этот подход напоминает Падениекоторый изображал Гитлера в похожей манере.
Фильм прыгает между активными годами полета Менгеле и периодом конца его жизни. Первая сюжетная линия в основном объясняет, как ему удалось сбежать от властей, вторая раскрывает его истинную природу. Розыск показывает с его точки зрения, как обернулась его жизнь (приблизительно). Более поздние сцены действительно дают представление о его характере и намного интереснее.
Август Диль впечатляет в роли Ангела Смерти, независимо от периода. Он превращает отвращение Менгеле к миру в убедительный спектакль, в котором он проводит тонкие различия между молодым и старым Менгеле. Поза, голос и небольшие жесты: Диль использует каждую деталь, чтобы полностью погрузиться в свою роль.
Остальная часть фильма не может с этим сравниться. Сцены со старшим Менгеле очаровательны, но его коллега по фильму Максимилиан Мейер-Бретшнайдер неубедителен в роли сына Рольфа. Сильная игра Диля безжалостно разоблачает неуспеваемость Бретшнайдера. Такой дисбаланс в динамике играет злую шутку на протяжении всего фильма.
Кроме того, фильм во многом скучный. Сцены, в которых Менгеле бежит, во многом подтверждают уже известное: он презренный человек. После его очередной тирады суть ясна, и в основном речь идет о том, чтобы дождаться, пока он утонет. Слово «verschwinden» (исчезновение) в названии — красивая метафора, но фильм, похоже, больше интересует его буквальное исчезновение, чем его моральный или психологический упадок.
Черно-белые изображения прекрасны, а использование цвета в некоторых сценах эффективно, но одних только красивых художественных решений недостаточно. Садизм нацистов по-прежнему шокирует и трогает, но ведь Зона интереса эта работа кажется менее срочной. Подобные фильмы по-прежнему важны, но они ценны только в том случае, если они также предлагают новое понимание.