Пн. Мар 31st, 2025

Режиссер: Симон Мутайру | Сценарий: Хассам Ганси, Симон Мутайру | Бросать: Ибрагима М’Бай (Массамба), Тиандум, Анна Диакер (Мати), Бенуа Мажимель (Эжен Ларсене), Камиль Коттен (мадам Ла Виктуар), Феликс Лефевр (Оноре Ларсене), и др. | Время игры: 98 минут | Год: 2024 год

Ни Цепи, ни Мастера («Ни цепи, ни господа») начинается с красивой, но такой грустной песни: «Наконец-то настал день красивой смерти. Мы возвращаемся к истоку, обратно к морю». Далее следует трогательная история о рабе, который сбегает от своего французского хозяина, чтобы найти свою сбежавшую дочь в диких джунглях Иль-де-Франс (ныне Маврикий), тропического острова посреди Индийского океана. Но, конечно, отец не единственный, кто ищет свою дочь. Управляющий плантацией также послал безжалостного бордового охотника.

Наказание за побег в первый раз — клеймо французской лилии. Во второй раз ампутируют уши и перерезают ахиллово сухожилие. Третий раз приводит к смерти. На плантации, где работает бригадиром отец Цицерон, высшая мера наказания так и не была приведена в исполнение. Но сейчас 1757 год, и идеи Просвещения проникают даже в этот уголок Французской империи. Слуги зашевелились, и губернатор пришел подвести итоги.

Во время ужина на плантации Цицерона вызывают как образцового франкоговорящего раба, чтобы дать представление о том, что происходит среди его товарищей по несчастью. Управляющий плантацией ожидает, что он выступит с рекламной речью перед советом директоров. Цицерон кротко говорит: «На пятый день Бог создал негров Африки вместе со зверями. На шестой день — хозяев». Однако, когда правитель спрашивает его, почему вдруг так много братьев и сестер разбегаются, в глазах Цицерона вспыхивает огонь.

Огонь еще больше разгорается, когда дочь Мати бежит в лес в поисках мифического свободного государства на юге острова. Массамба, как на самом деле называют Цицерона, должна не только опережать бордовых охотников, идущих по ее следам через пустыню, но и установить контакт со своим происхождением. Он происходит из рода провидцев, связанных с предками. Однако он променял этот союз на привилегии, предоставленные его французскими хозяевами. Путешествие Массамбы – это не только физическое, но и духовное освобождение от ига рабства.

Ни цепи, ни мастера — захватывающий фильм об ужасах, которые люди творят друг с другом, когда видят в них не равных, а собственность. Управляющий плантацией считает себя разумным хозяином, а его сын даже дал Массамбе хорошее образование, но как только власти натягивают бразды правления, становится ясно, чего стоят жизнь и благополучие африканского раба. Ничего! Бордовый охотник тоже не знает никакой пощады. Если церковь говорит, что рабовладение оправдано, кто в этом усомнится?

Акт, в котором центральное место занимает охота на Мати и Массамбу, является самой захватывающей частью фильма. Этот напоминает папийон в Апокалипто. Во время захватывающих погонь и драк зритель иногда чувствует себя немного загнанным в ловушку. Можно ли «насладиться» стилизованной сценой действия во время грозы, если тема фильма настолько серьезна и глубока, что продолжает влиять на жизнь и по сей день? Это вопрос, который можно задать во многих исторических фильмах с боевой составляющей, и на который зритель должен ответить сам.

Суровый мир Ни цепи, ни мастера в любом случае это выглядит очень аутентично. Рабы говорят на разных африканских языках, и уделяется пристальное внимание деталям торговли сахарным тростником и религиозным верованиям Массамбы и других. Ни цепи, ни мастера не объясняет вещи короткими кусками в голливудской манере, а рассказывает достаточно через диалоги и взаимодействия персонажей, подкрепленные обоснованной игрой актеров.

Добавьте к этому необузданную визуальную красоту тропического острова и историю, которая по-прежнему очень трогательна, несмотря на определенную предсказуемость, и вы получите мощный фильм. Этот сувенир по-прежнему актуален, чтобы прошлое рабства не было забыто и мы никогда не считали других собственностью.