Чт. Ноя 27th, 2025

Режиссер: Джеймс Вандербильт | Сценарий: Джеймс Вандербильт, Джек Эль-Хай | Бросать: Майкл Шеннон (Роберт Х. Джексон), Рами Малек (Дуглас Келли), Рассел Кроу (Герман Геринг), Лео Вудалл (сержант Хоуи Трист), Ричард Э. Грант (сэр Дэвид Максвелл-Файф), и др. | Время игры: 148 минут | Год: 2025 год

Во время печально известного, но необходимого Нюрнбергского процесса архитекторы Холокоста были официально преданы суду. Гитлер покончил с собой, но что делать с оставшимися нацистскими лидерами? Просто повесить или расстрелять, думали многие, в том числе премьер-министр Великобритании Черчилль. Нюрнберг начинается с инициативы амбициозного судьи Роберта Джексона, который хочет осудить сообщников Гитлера посредством международного суда за их преступления против человечности.

Несмотря на неопровержимые доказательства, судить Германа Геринга, правой руки Гитлера, за систематическое уничтожение целого народа оказывается непростой задачей. Армейского психиатра Дугласа Келли вызывают для мысленного обследования Геринга и других высокопоставленных нацистов. Он работает вместе с Хоуи Триестом, симпатичным солдатом, который работает переводчиком.

Прежде чем начнется публичный суд, прокурорам необходимо как можно глубже проникнуть в сознание нацистов. Что вдохновило этих массовых убийц, которые без всякого угрызения совести внесли свой вклад в самую мрачную страницу европейской истории? Почему они так охотно участвовали в крайнем избытке зла?

Фильм основан на книге американского журналиста Джека Эль-Хая «Нацист и психиатр» — биографии Дугласа Келли, основанной на его архивах, полных заметок и записей. Основное внимание уделяется отношениям между психиатром и пациентом, где напряженность заключается главным образом в том факте, что у Келли постепенно развивается связь с бывшим маршалом штата. Более того, это работает в обе стороны: Келли смотрит на Геринга, а Геринг оглядывается назад.

Характерный Малек играет психиатра как мудрого и опытного психиатра. Ничто человеческое ему не чуждо. В заброшенной библиотеке он говорит Хоуи, что ему любопытно узнать, обнаружит ли он что-то большее, чем классический нарциссизм и психопатия нацистов. Если ему удастся проникнуть в самую суть зла, возможно, историю удастся предотвратить повторение.

Психиатр может даже сыграть ключевую роль в успехе судебных процессов, которые во многом лежат на плечах двух решительных судей, но он не должен позволять Герингу обмануть себя или жалеть свою обеспокоенную жену (которую Лотте Вербек изображает как саму хрупкую невиновность).

Нюрнберг имеет классическое американское отношение ко Второй мировой войне. Тон приправлен сухо-забавными диалогами, столь же резкими, сколь и жестокими. Понятно, что американцам «еще придется что-то делать» с этими нацистами. Мир скорее потеряет их, чем разбогатеет. Хотя психиатр их внимательно осматривает, функции Нюрнберг часто как своего рода сардоническое «комическое облегчение» по поводу зла.

Например, мы видим нациста, который отчаянно просит адвоката-еврея, нациста, который лежит на земле, как воющая груда страданий, и нациста, который симулирует амнезию («Гитлер? Никогда о нем не слышал»), чтобы избежать суда. Образ нацистов как кучки жалких негодяев вполне работает. Незадолго до того, как их публично осудили за демонические злодеяния, Келли обнаруживает «мелкость зла».

Черный юмор очевиден и тогда, когда два присутствующих психиатра («Они все классические психопаты» — «Они на самом деле пугающе нормальные») вступают в драку, после чего напряженный директор американской тюрьмы, ответственный за содержание двадцати двух нацистских лидеров, кричит на них: «Боже мой! Вы — специалисты в области психического здоровья!»

Нюрнберг это клишированная военная драма, в которой американцы очень американцы, а британцы — чрезвычайно британцы. Когда начинается Нюрнбергский международный трибунал, тон меняется. Исторические образы зверств в лагерях смерти настолько шокируют, что Келли взрывается на глазах у своего пациента. Этот фактический свидетельский материал о Холокосте не оставляет места для легкомыслия.

Несмотря на свой послужной список, Рассел Кроу в роли Геринга весьма убедителен: его немецкий язык плох, и в основном он изображает Геринга скучным, одутловатым человеком. Он прекрасно изображает свое притворное дружелюбие, но психологическая игра между психиатром и пациентом не дает полного результата. С другой стороны, Ричард Э. Грант в роли британского юриста Дэвида Максвелла-Файфа и Лео Вудалл в роли солдата Хоуи Триста превосходны. Отчасти благодаря им ясно показано, насколько осуждение этих военных преступников должно было достигаться коллективно и отнюдь не было чем-то само собой разумеющимся.

Когда тихий Хоуи раскрывает историю своей жизни, вы чувствуете безмерную печаль тех, кто пережил Шоа. В роли Максвелла-Файфа Ричард Э. Грант показывает, что непоколебимый интеллект иногда является единственным подходящим ответом убежденному фашисту. Полковник Бёртон, директор тюрьмы, которого не беспокоят жалобы нацистов, также необычайно симпатичен, несмотря на свою резкость. Только когда судьба психиатра раскроется Нюрнберг его душераздирающее воздействие. Любой, кто призывает мир сохранять бдительность в отношении фашизма, часто оказывается голосом вопиющего в пустыне.