Режиссер: Хьюго Кейзер | Сценарий: Филип Майкл Хоу, Рулоф Ян Миннебу, Хьюго Кейзер | Бросать: Элла Балинска (Эбби), Роб Делани (Джон), Константин Ройнишвили (Сержи), Ванесса Ифедиора (Бет), Стюарт Грэм (Арчи), и др. | Время игры: 104 минуты | Год: 2025 год
Страны за пределами США уже много лет производят фильмы с англоговорящими актерами, часто включая одно известное имя, которое легко могло бы сойти за голливудские постановки. Нидерланды регулярно вносят финансовый вклад в создание международных фильмов, но полностью отечественное производство встречается редко. И вдруг есть Оккупант. С некоторой поддержкой из-за границы, но действительно «нас». Нам, конечно, не нужно стыдиться конечного результата.
Это блестящий кинематографический сюрприз? Нет, но он действительно превышает не слишком высокую планку для голландских фильмов. Фильм по праву может путешествовать по всему миру. Помогает то, что он на английском языке, но успех в основном обусловлен ведущей актрисой Эллой Балинской. Британская актриса отдает все, что у нее есть.
Она играет Эбби, геолога, которая натыкается на уникальный камень в Джорджии. Прежде чем она сможет провести расследование, она получает сообщение о том, что ей нужно попрощаться со своей больной сестрой в Ирландии. Эбби тут же прыгает в вертолет, но вскоре он терпит крушение в дикой местности. Внезапно она оказывается одна, хотя у нее есть радиосвязь с раненым пилотом, который тоже разбился. Она — его единственный шанс общаться с внешним миром, но ее ждет трудное путешествие по пересеченной местности.
Совет: не смотрите трейлер. Как и почти все трейлеры в наши дни, этот выдает слишком многое и портит впечатления. Любой, кто входит в кинотеатр без предварительного уведомления, сталкивается с контролируемым нарастанием напряжения. Существует непосредственная связь с Эбби: двух коротких сцен достаточно, чтобы показать, что у нее есть нежная связь со своей сестрой. И эта внезапная вспышка сестры Эбби в больнице — одновременно небольшой шок и достаточная предыстория, чтобы понять, что происходит.
Балинска присутствует буквально в каждой сцене и убедительно ведет фильм. И это здорово: она еще сравнительно молода и неопытна, фильм снят за долю голливудского бюджета и снят в тяжелых условиях грузинского снега и холода. Преданность имеет большое значение.
У ее коллеги по фильму Роба Делани впечатляющее резюме, но он остается всего лишь голосом на радио. Несколько других персонажей появляются время от времени, иногда в коротких воспоминаниях. Кроме того, это в основном «Эбби против природы», и фильм, кажется, принадлежит к поджанру выживания в дикой природе. Его интенсивность хорошо ощущается. Кейзер прекрасно изображает впечатляющий и отдаленный пейзаж.
Поэтому возникает вопрос, было ли необходимо такое прикосновение к научной фантастике. Странный камень когда-то служил подставкой для ног при восхождении на каменную стену, но, похоже, его добавили, чтобы обозначить его как научную фантастику и привлечь больше посетителей.
Уровень падает наполовину. Прежде всего, через флэшбэк, который проливает более широкий свет на ситуацию с больной сестрой и одним предложением делает Эбби менее симпатичной. Она превращается из любящей сестры, которая изо всех сил пытается успеть на прощание вовремя, в эгоистичную женщину, которая в основном любит похлопывать себя по спине. Сострадание испаряется, и дальнейшие поиски становятся еще более сложной задачей.
Второй больной вопрос – действия Эбби в настоящем. Если в первой половине она внимательна и компетентна, то во второй половине начинает делать глупые ошибки. Хотя путешествие сложное, а природа коварна, Эбби подрывает собственный авторитет. В сочетании со снижением симпатии она превращается в раздражающего персонажа.
Создатели делают еще один шаг, выбирая самый простой выход из кульминации: неопределенность. Реальность и заблуждения начинают смешиваться. Многое объясняется довольно прямолинейно, но это остается замечательной историей, отчасти вдохновленной добавлением элемента научной фантастики. Однако это дает Эбби убедительный момент личного прорыва.
В конце концов это делает Оккупант на удивление хорошо. Утерянные эмоции возвращаются – причем довольно громко даже в последние несколько секунд. Это невероятно просто, но очень эффективно. Подобная международная постановка (на английском языке, но не в Америке или Великобритании) часто служит трамплином в Голливуд. Хьюго Кейзер доказывает, что он заслуживает этой возможности, хотя жаль, что мы потеряли его до того, как познакомились с ним.