Пн. Мар 31st, 2025

Режиссер: Йохан Химонпре | Сценарий: Йохан Гимонпрес, Даан Милиус | Время игры: 150 минут | Год: 2024 год

Деколониальное движение выглядит столь же свободолюбивым, как джаз. Саундтрек к государственному перевороту. Мультимедийный художник Йохан Химонпре объединяет архивные фотографии, письма и выступления чернокожих джазовых исполнителей в единое целое, чтобы рассказать историю независимости Конго в 1960 году. Соединенные Штаты и бывшая жестокая колонизаторка Бельгия хотели защитить свои интересы на рудниках Катанги. Поэтому они работали против первого премьер-министра Патриса Лумумбы при поддержке Организации Объединенных Наций. Частично из-за опасений, что он будет искать убежища в Советском Союзе, Лумумбу в конце концов убили.

Планы Лумумбы по созданию панафриканского союза, который дал бы мощный толчок деколонизации, были отвергнуты. Гимонпре устанавливает связь между этой более широкой геополитической деколониальной борьбой, афроамериканским движением за гражданские права и конголезской борьбой за независимость, в том числе посредством резких наблюдений Малкольма Икса по этому вопросу. Все цитаты представлены крупным шрифтом, включая ссылки на источники, от зачитанных вслух писем важного игрока Андре Блуэна до аудиомемуаров Никиты Хрущева. Это создает подробную картину угнетения Конго.

Иногда фильм расширяет темы, которые, кажется, не имеют к нему никакого отношения. Повторяющиеся джазовые фрагменты мало связаны с политическим анализом. Тот факт, что ЦРУ использовало джазовых артистов для культурного наступления, влияет на Конго только тогда, когда Луи Армстронг выступает там, и неосознанно способствует заговору против Лумумбы.

Тем не менее, джазовая музыка является важным мотивом, подчеркивающим оптимистический настрой деколониального движения. Концерт барабанщика Макса Роуча и певицы Эбби Линкольн продолжает возвращаться. Крупный план лица Линкольн, когда она громко поет, иллюстрирует воинственность того периода. Тяжелый бой барабанов и ее напряженное лицо резонируют благодаря излучаемой ими энергии.

Сами Соединенные Штаты, конечно, также являются бывшей колонией, которая сейчас борется с диктаторскими лидерами, коррумпированной элитой и экономической эксплуатацией. Саундтрек к государственному перевороту делает это очень ясным. Джазовые артисты демонстрировали американскую свободу за границей, но в то время не имели никаких прав в своей стране. Как и многие другие злоупотребления, в фильме убедительно рассматривается эта несправедливость с помощью саркастического монтажа, начиная с обвинения в адрес директора ЦРУ Даллеса, который с радостью раскуривает свою трубку.

Управляемый рассказывает Саундтрек к государственному перевороту как США, ООН и Бельгия позаботились о том, чтобы у Конго никогда не было шанса на развитие. Однако эта воинственность также отражается в манихейском мировоззрении, согласно которому тьма США автоматически означает, что противники принадлежат свету. Хрущев выглядит лишь как широко улыбающийся плюшевый мишка, в то время как у Советского Союза были корыстные геополитические интересы и внутри страны существовал тоталитарный режим. Также ничего, кроме похвалы диктатору Фиделю Кастро.

Активистская позиция фильма напоминает Left Laser или Bij1. Америка плохая, значит, противники хорошие. Так называемые антиимпериалисты, но желающие определить для Украины, что они не должны выступать против Путина. Они считают НАТО виновным во вторжении, как призывает Кремль, не задумываясь о том, почему восточноевропейские страны так стремились присоединиться. Гимонпре также умалчивает здесь о том, что на самом деле эти страны думали о жизни при Советском Союзе. Недальновидное мировоззрение фильма — это пятно на истории о Конго, о зверствах, о которых должен знать каждый.