Ср. Май 8th, 2024

Режиссер: Сэм Поллард| Время игры: 200 минут | Год: 2023

В каждом хорошем спортивном документальном фильме есть сцены, где гениальность, соперничество и совпадение завершаются спортивным моментом, более прекрасным, чем можно себе представить в художественной литературе. Билл Рассел: Легенда, об новаторском афроамериканском баскетболисте, завоевавшем 11 титулов НБА, имеет около трех таких слэм-данков. Жаль, что документальный фильм с его тремя с половиной часами не имеет правила двадцати четырех секунд и иногда его легко можно обвинить в пустой трате времени.

В середине 1950-х Билл Рассел нарушил неписаную квоту на количество чернокожих игроков («Два игрока в команде по-прежнему разрешены, потому что они живут в одной комнате») в спорте, в который раньше играли в основном «европеоиды, не имеющие выхода к морю». Он слишком хорош для паса, а своим ростом и техникой прыжка уводит игру в горизонтальное измерение. Кроме того, он активно участвует в движении за гражданские права и, несмотря на свой постоянный успех, разочаровывается в банальности простого бега за баскетбольным мячом.

Билл Рассел был не только спортсменом, но и поэтом, полным размышлений и проницательности. Цитаты из его биографий — самые лучшие и красноречивые отрывки в Билл Рассел: Легенда. Что документальный фильм действительно добавляет к этому? Красивые фотографии, баскетбольные кадры и, конечно же, обычные говорящие головы. Некоторые из них, особенно более молодые звезды НБА, такие как Крис Пол и Стивен Карри, кажется, выдумывают то, что хотел услышать режиссер Сэм Поллард.

Но самым большим недостатком является хронологическая структура, потому что документальный фильм жонглирует слишком многими темами. Мы продолжаем узнавать что-то о Билле Расселе как персоне, что-то о Билле Расселе, как общественном деятеле, и что-то о Билле Расселе, звездном спортсмене. Если бы это было разделено еще на четыре тематические части, многословная концовка не потребовала бы четырех прощаний. Больше всего внимания уделяется его спортивным достижениям, а все остальное не очень с этим связано. Баскетбол, особенно соперничество между Расселом и Уилтом Чемберленом, продает сам себя. Остальное получает достаточно времени, но никогда настоящей выразительности.

Это заметно, например, в грубом обращении с расизмом и движением за гражданские права. Те, кто участвует, стремятся не игнорировать этот важный аспект одной сноской, но в то же время не задаются более глубокие вопросы, которые заставляют задуматься или проанализировать. Это расизм в виде сжигания крестов и запрета есть в ресторанах, ближе не становится. Да, было бесчисленное множество наполненных ненавистью людей, но какие личные взгляды были у всех этих товарищей по команде — теперь еще лихие девяностые -?

Для такого субъекта было бы лучше призвать на помощь историков или активистов; другие документальные фильмы делают. Создатели тратят на это время и внимание, но получается не очень. Однозначно удобнее падать в обморок от известных моментов в истории баскетбола («Хавличек крадет мяч») и сложных отношений между спортсменом и болельщиком. Это времена, когда Билл Рассел: Легенда работает лучше всего.

В своем нынешнем виде этот документальный фильм в первую очередь является приглашением к книге Второе дыхание Билл Рассел. Возьмем, к примеру, эту цитату, которую мудро позаимствовал документальный фильм: «Если бы вы могли сдерживать все эмоции в баскетбольном матче, у вас было бы достаточно ненависти, чтобы вести войну, и достаточно радости, чтобы ее предотвратить». В такой книге могут отсутствовать образы, но оказалось, что Билл Рассел также может очень хорошо говорить своими словами.

Билл Рассел: Легенда можно увидеть на Нетфликсе.