Чт. Апр 25th, 2024

Фильм Догвилль разделен на пролог и девять глав, это анонс, который можно увидеть в первом кадре фильма. История с прозрачной структурой, в которой каждая глава заранее аккуратно анонсирована и кратко подытожена. Первые кадры пролога дают понять, что это довольно необычный фильм в более формальном отношении: камера приближается сверху к городку Догвилль и показывает черный пол студии, на котором белым цветом нарисованы очертания зданий. мелом по обеим сторонам того, что написано трафаретными буквами на полу, называется «улица Вязов». Всего несколько предметов декораций завершают план этажа: кровать, кресло-качалка, витрина или церковная башня, подвешенная в вакууме. Этот скелет иллюзии, дополненный реалистичными звуковыми эффектами, станет сценой для трехчасового рассказа.

Дружелюбным звонким голосом закадровый голос (Джон Хёрт) представляет жителей городка, в нарочито клишированном виде, как простых, бедных, но трудолюбивых людей, так сказать, соль земли. Догвилль — это забытая дыра с заброшенным шахтным стволом на краю Скалистых гор и в конце тупика, где Депрессия 1930-х годов ощущается в полную силу. Приезжие не знают город, ведь там нечего посещать. Однажды вечером Том Эдисон мл. (Пол Беттани), начинающий писатель и самопровозглашенный моральный компас Догвилля, несколько снимков в Долине. Чуть позже он сталкивается лицом к лицу с Грейс (Николь Кидман), красивой молодой женщиной, которая оказывается в бегах от банды гангстеров. Том убеждает остальных жителей города предоставить Грейс приют и советует ей доказать свою полезность для Догвилля, выполняя случайные работы налево и направо в течение двух недель испытательного срока.
Грейс намеренно полностью отдает свою судьбу в руки жителей Догвилля, которые поначалу, кажется, встречают принятие и даже дружбу. Она познает удовлетворение простой и раболепной жизни, жители расцветают в ее присутствии и каждый выходит из своей скорлупы. Но режиссер Ларс фон Триер не тот человек, который сделает ремейк «Белоснежки и семи гномов». По мере того, как ее спасители все больше осознают уязвимость Грейс и реальную власть, которую они имеют над ней, возможности шантажировать, унижать и оскорблять ее становятся все более и более вопиющими при молчаливом одобрении остальной части Догвилля. Фон Триер беспощадно иллюстрирует безграничную способность человека оправдывать даже свои самые гнусные поступки, используя с бесконечной иронией всегда теплый голос рассказчика Джона Хёрта, который в мягких и понимающих выражениях объясняет мотивы различных персонажей в очень холодном свете.
С каждой главой фасад человечности и гордости все больше разрушается, пока в конце самый последний игрок в игре также не сталкивается с правдой о себе. Это приводит к радикальному выводу с моральной ясностью, которую мы действительно встречаем только в чистокровных голливудских продуктах, но без лицемерия. Ужасающая жестокость, которая следует за этим, полностью последовательна и, после всей трусости и самообмана, странным образом приветствуется.

Поразительная форма, в которой Догвилль заклинание не пропускает свой эффект. Теперь, когда концепция «Догмы» уступила своему собственному успеху, использование этого скудно оформленного студийного пространства стало для Ларса фон Триера новым способом удерживать внимание зрителя, не давая ему возможности потеряться в ненужных нарядах. В результате получается фильм, который менее раздражает желудок, чем предыдущие фильмы фон Триера. Разбивая волны, но столь же эффективен благодаря солидному актерскому составу и интимной операторской работе. Забавно замечать, что как условный кинозритель вы сами выполняете предложенные условности: если кто-то подозрительно смотрит «снаружи» из-за тонкой полоски, вы видите как бы осторожно отодвинутые шторы.
Является Догвилль, первая часть трилогии Ларса фон Триера о Соединенных Штатах, задуманная как циничное разоблачение Америки, как утверждали американские журналисты ранее в этом году на Каннском кинофестивале? Персонажи и история о Догвилль можно рассматривать как универсальную, и с тем же успехом она могла быть расположена в Европе. Но изображения и музыка (Дэвид Боуи с «Молодыми американцами»), сопровождающие титры, намекают на целенаправленную критику. Американцы уже могут за это грудь обмочить Мандерлейвторая часть трилогии, которая выйдет в 2004 году.

(Догвилль сейчас идет в голландских кинотеатрах.)