Чт. Май 9th, 2024

Режиссер: Питер ван Хайсти | Сценарий: Питер ван Хайсти, Ленна Бартенс | Бросать: Нора Суториус Валк, Труди Хоммс Варденье, Вилли Глориус Янсен, Лилли Клоотс Тувен, Тинеке ван дер Мейден Зульвер, Астрид Леверт, Гон Столлинг, Фемке де Кэт, Мэри Моувен, Ивонн Мюллер, Хетти Теппема, Карен ван Хайсти | Время игры: 95 минут | Год: 2024 год

После Второй мировой войны мало кто осознавал страдания, причиненные женщинам и детям в японских лагерях. Это отчетливо заметно по тому, как они рассказывают о своем прошлом. «Чего стоит моя история?» — спрашивает женщина режиссера Ван Хайсти. Женщинам всю жизнь приходилось хранить молчание о своем прошлом, в результате чего их воспоминания практически стерлись. Когда они закрывают глаза, скрытые чувства печали и гнева выходят на поверхность.

В своем документальном фильме Питер ван Хайсте задает вопросы, которые он никогда не осмеливался задать своей матери. Он создает трогательные истории о временах, когда женщины находились в японских лагерях. Его мать и бабушка — выжившие в лагере Чиденг, японском женском лагере в старой голландской Ост-Индии. Архивных материалов о войне почти нет, поэтому истории женщин необходимы для создания картины того времени. Когда я закрываю глаза делает историю очень осязаемой, используя захватывающие анекдоты, сохранившиеся рисунки из лагерей и яркие анимации переживаний опрошенных женщин.

На первый взгляд фильм кажется набором военных историй. В кратчайшие сроки представлены более десяти женщин, каждая из которых имеет личную историю. Когда я закрываю глаза могло бы стать хранилищем воспоминаний, но ничего не оказалось дальше от истины. Каждая отдельная история доказывает свою ценность. Не только освещая историю одной из женщин, но и уделяя место каждой истории, создается обширный и полный поток информации. Истории во многом совпадают и почти повторяются. Грозит скукой, но как фигура речи работает хорошо: подчеркивается повторение. Общая травма женщин становится до боли очевидной. Хороший содержательный выбор Ван Хайсти.

Только они могут почувствовать то, что пережили женщины. Красочные анимации Ханнеке ван дер Линдена позволяют постороннему человеку приблизиться к этому довольно близко. Они визуализируют эмоции, которые женщины все еще несут с собой сейчас, в дальнейшей жизни. Яркие цвета выглядят воинственно, но, прежде всего, они пронзительны. Акварель также кажется еще влажной на бумаге, как будто мазки кисти только что исходят из женской сетчатки. Почти визуальное звуковое оформление Марка Глинна и музыка Гарри де Вита удачно поддерживают повествовательную силу рисунков и анимации. Звуки выстрелов вызывали чувство страха, и это было очень хорошо сделано. Зритель чуть ли не боится «человечков с кривыми глазами и в очках».

Поразительно, насколько беззаботно женщины относятся к пережитому в лагерях. Они рассматривают в перспективе все пережитые ими ужасы, заявляя, что кому-то другому всегда приходится хуже. Современные войны и оккупации приводятся для того, чтобы показать, что в конце концов дела у них не были такими уж исключительно плохими. «Боже, я прекрасно провела время, гуляя», — также размышляет женщина, как будто война была для нее чудесным беззаботным временем. Мучительный вывод заключается в том, что женщины всегда держали глаза закрытыми, как будто прошлого не было. Именно поэтому так важно, чтобы женщины были в фаворе. Когда я закрываю глаза погрузиться в это прошлое. Память не должна потеряться.