Ср. Май 22nd, 2024
Рецензия на Дело Дмитриева Рецензия на Кино маяк.рфРецензия на Дело Дмитриева Рецензия на Кино маяк.рф

Режиссер: Джессика Гортер | Сценарий: Джессика Гортер | Время игры: 93 минуты | Год: 2023

В России Владимира Путина правящий режим решает, какие воспоминания имеют значение, а какие лучше скрывать. Братские могилы сталинской эпохи, осязаемые признаки могущества того времени, являются ненужным балластом для сегодняшней культуры молчания. В Дело Дмитриева Голландский режиссер-документалист Джессика Гортер рассказывает о человеке, который нашел такую ​​могилу в 1997 году и раскрыл ее содержимое. В последние годы его жизнь была отмечена тюремным заключением, одиночеством и потерями.

Требовательные усилия Юрия Дмитриева являются хрестоматийным примером ранее неравной борьбы между (коррумпированным) государством и личностью. В годы после своей радикальной находки скромный россиянин провел длительные архивные исследования, организовал поминки и стал подставным лицом правозащитной организации «Мемориал». Пока в 2016 году его анонимно не обвинили в том, что он умышленно делал порнографические фотографии своей приемной дочери. Последовал длительный судебный процесс с периодами домашнего ареста. На момент написания статьи Дмитриев находится в исправительном лагере, а «Мемориал» расформирован.

Обвинения были вдвойне тяжелы тем, что Дмитриев в детстве был оставлен в родильном доме, а как усыновитель и исследователь стремился сохранить и укрепить семейные связи. «Люди имеют право знать, откуда родом их семья», — говорит подавленный главный герой в одном из разговоров с Гортером. Разговоры представляют собой взаимодействие с коллегами, а не настоящие интервью; иногда этому не хватает глубины, но доверительные отношения между создателем и главным героем явно гарантированы.

Невероятно трагично, что изображения, признанные порнографическими, были обнаружены на компьютере Дмитриева. Его защита («Я хотел проследить за ее физическим развитием после задержки роста») заранее кажется безнадежной из-за мнимой цены за его голову. Примечательно, что весной 2018 года Дмитриева оправдали, но через несколько месяцев последовал повторный арест со смертельным исходом. На этот раз сексуальное насилие также было частью обвинения.

Значительная часть документального фильма снималась в доме Дмитриева, куда его младшую приемную дочь Наташу больше не пускали после его первого (временного) освобождения. Учитывая текущий приговор (пятнадцать лет), Гортер была там вовремя, и этим документальным фильмом она посылает четкий сигнал протеста. После 900 дней в Красная душа является Дело Дмитриева ее третий политико-исторический фильм о России и бывшем Советском Союзе.

В показательной сцене российские власти конфискуют место раскопок, которое ранее было местом проведения почетных поминок и археологических исследований. Кости в могиле теперь приписывают «финским солдатам и офицерам». Гортер решила включить репортажи с российского государственного телевидения в свой документальный фильм. Таким образом, зрители могут сами судить о клеветнической кампании против Дмитриева и систематическом государственном контроле над процессом памяти без применения западной формы цензуры («это пропаганда, поэтому мы не будем ее показывать»).

Помимо личного суда над Дмитриевым, этот документальный фильм не дает каких-либо ошеломляющих новых сведений о функционировании российской пропагандистской машины. Тем не менее важно, чтобы мы продолжали смотреть такие фильмы (см. также документальные фильмы Сергея Лозницы), потому что они свидетельствуют об усилении борьбы за право собственности на историю, настоящее и будущее. У кого власть, тот и определяет правду, поэтому призывы к свободе Юрия Дмитриева (а вместе с ним и Алексея Навального и многих других) пока остаются без внимания.