Вт. Май 21st, 2024
Рецензия на «План 75» Кино маяк.рфРецензия на «План 75» Кино маяк.рф

Летом 2016 года бывший медицинский работник совершил ужасное нападение в японском доме престарелых. Он ворвался, убил 19 беззащитных пациентов, а затем покончил с собой. Убийца действовал из идеализма, как позже показало оставленное им письмо. Это была благородная жертва всему японскому сообществу, страдающему от растущего финансового бремени стареющего населения.

Антиутопический реализм

Спустя более восьми лет после того злодеяния появился фильм План 75 (2023) режиссер Чие Хаякава. В нем мы оказываемся в параллельном мире, в котором режиссер исследует, что было бы, если бы видение убийцы укоренилось. В фильме мы видим, как японское правительство с гордостью представляет новую политику: План 75. Сопутствующее законодательство значительно облегчает эвтаназию для всех людей в возрасте 75 лет и старше. Это начинается как простая бюрократическая процедура, но постепенно становится все более убедительной кампанией. Все это для того, чтобы удержать японскую экономику на ногах, облегчить бремя молодого поколения и бороться с преступлениями на почве ненависти в отношении пожилых людей.

Мрачная политика показана в фильме мягко и спокойно. Мы следуем за несколькими разными персонажами, каждый из которых оказался на траектории Плана 75 по-разному. Это дает разные точки зрения на дегуманизирующую политику, а иногда и заставляет задуматься. Вначале мы в основном видим, как налажено практическое осуществление политики, но постепенно мы знакомимся с людьми, которые добровольно (или нет) участвуют в этом процессе.

Сильные персонажи

Главные роли План 75 играют Чиеко Байсё, Хаято Исомура, Така Такао и Стефани Арианн. Особенно производит впечатление в фильме персонаж Байсё, энергичной женщины лет 80, которая далеко не думает о смерти. Ее героиня видит, как ее друзья один за другим выбирают смерть, сталкивается с дискриминацией по возрасту и все дальше и дальше загоняется в угол. И все же ей удается сохранять самообладание и достоинство, хотя временами с трудом. Опыт персонажа Такао совершенно другой: он сразу же записывается на траекторию в свой 75-й день рождения и позволяет всему случиться с ним.

На поверхности

Различные ракурсы в фильме интересны, но также мешают полностью сопереживать персонажам. Перспективы часто меняются, и мы не узнаём всех персонажей одинаково хорошо. В результате относительно многое остается на поверхности, а обсуждаются бесчисленные увлекательные темы. Хаякава выбирает наблюдательный, почти документальный стиль повествования, который оставляет многое на ваше усмотрение. План 75 мрачный, но нежный и дает своим зрителям много пищи для размышлений.

Изображение: кадр из «Плана 75» через Filmdepot