Джек Николсон уже показал несколько лет назад, насколько трудной может быть жизнь человека, страдающего компульсивными неврозами (или, как это называют американцы, обсессивно-компульсивным расстройством), сыграв незабвенного Мелвина Удалла в Лучше не бывает. Но Мелвин Удалл был писателем, который мог делать свою работу дома, и ему действительно нужно было выходить из дома только для того, чтобы поесть. Рой Уоллер (Николас Кейдж), главный герой последнего фильма Ридли Скотта Спички Мужчины, ведет несколько более сложное существование: он профессиональный аферист, мошенник, «спичечный человек». Когда-то ему удалось заработать на этом большие деньги, но это было давно. Рой и его протеже Фрэнк (Сэм Рокуэлл) теперь в первую очередь нацелены на наивных домохозяек и пожилых людей, дважды подряд помогая им пройти занимательную двойную аферу: сначала по телефону в качестве продавцов-мошенников, а затем дома в качестве детективов по борьбе с мошенничеством.
Учитывая тот факт, что Рой страдает тяжелой агорафобией, боязнью заражения, комплексом тиков и нечистой совестью, сходит с ума от открытых дверей и окон и может открывать или закрывать их только с помощью любопытного ритуала, его успех в качестве мошенника художник» (как он себя называет) впечатляет. Но это ему удается только за счет того, что он живет трезвой и уединенной жизнью, не пуская никого, кроме Фрэнка, в свой безукоризненно чистый дом и ежедневно принимая успокоительное.
Когда он впервые в жизни вступает в контакт со своей 14-летней дочерью благодаря вмешательству благонамеренного психиатра (Брюс Альтман), это грозит положить конец его привычной рутине. Но при первой их встрече он сразу же продается, и даже лучше: это взаимно. Вся обезоруживающая свежесть Анджела (Элисон Ломан) посмеивается над многими особенностями Роя и сразу же принимает его как своего отца. Она переворачивает его тщательно устроенную жизнь с ног на голову, как это может сделать только дочь-подросток, и он смотрит на это со смесью паники и растущей любви.
Гордясь своим ремеслом и чтобы произвести впечатление на дочь, Рой рассказывает ей о своей профессии, добавляя, что это совсем не замечательный способ заработать деньги. Конечно, последний остается глух к ушам: Анджела ворчит ему в голову, пока он не позволяет ей помочь с небольшой демонстрацией своих способностей. Она оказывается настоящей натурой, и Рой, несмотря на свои нервы и моральные возражения, очень горд.
Ситуация принимает другой оборот, когда Анджела получает первое большое задание Роя за многие годы. Уговоренный амбициозным Фрэнком, он решается на рискованный трюк с заменой богатого, но в то же время несколько подозрительного Фрешетта (Брюс МакГилл). Когда эта опасная операция завершена, становится ясно, насколько уязвим Рой, когда Анжела рядом с ним.
Спички Мужчины наделен превосходной актерской игрой, идеально подобранным актерским составом и уверенным мастерством режиссера Ридли Скотта. Рой Уоллер в исполнении Николаса Кейджа — первоклассный трагикомический антигерой: невротик, терзаемый совестью и фобиями, и в то же время убедительный профессионал и преданный отец. Его тики и компульсии комичны из-за контекста его профессии и появления Анжелы в его жизни, а не потому, что Рой изображается клоунским уродом. Кейдж характерно вкладывает в свою роль огромную энергию и пафос, плавно интегрируя противоречия внутри характера Роя.
Сэм Рокуэлл (который ранее появлялся в Признания опасного ума) восхитительно противопоставляет Фрэнка Рою. Франк не знает внутренних конфликтов, и возражения по убеждениям ему действительно чужды. Он наслаждается каждой секундой своей роли в этом мире, где есть деньги, которые можно взять, если вы креативны и, как и он, думаете быстрее, чем идиоты вокруг вас. Сцены между ловким, беззаботным Фрэнком и его нервным напарником смотреть одно удовольствие.
То же самое касается Элисон Ломан (Белый олеандр), перед которым просто невозможно устоять. Переполненный просто невинным обаянием энтузиазм, с которым 24-летняя (!) Ломан играет Анджелу, которая на десять лет моложе ее, заставляет ее выплескиваться с экрана во всех ее сценах. Это самая яркая и естественно сыгранная подростковая роль за последние годы.
История рассказана с легкостью и безукоризненным временем Ридли Скоттом, которому удается поддерживать баланс между легкостью и серьезностью, казалось бы, без усилий. Благодаря сложной постановке и тщательно подобранной музыке, одежде и декорациям он знает, как нарисовать персонажей и придать фильму необходимую изысканность.
Печально заканчивается Спички Мужчины довольно неудовлетворительный, с эпилогом, установленным через год после развязки. Он предлагает довольно излишнюю, моралистическую концовку истории, которую лишь немного можно увидеть благодаря таланту и внешнему виду актеров. Я бы предпочел увидеть более продуманную концовку самой развязки, в которой мало сюрпризов для внимательного кинозрителя. Кроме этого противоречивого Спички Мужчины фильм, который, благодаря отличной игре актеров, приятному темпу и тщательной стилизации, предлагает превосходное «хорошее самочувствие».