Сб. Май 18th, 2024

Режиссер: Михал Энглерт, Малгожата Шумовска | Сценарий: Михал Энглерт, Малгожата Шумовска | Бросать: Малгожата Гаевска-Кшиштофик (Анджей/Аниела Весоли), Иоанна Кулиг (Иза), Анна Томашевска (Анджей/брат Анелы), Ежи Бончак (Вейдер Анджей/Аниелы), Яцек Брачяк (Анджей/брат Анелы), ea | Время игры: 132 минуты | Год: 2023 год

С момента приостановки военной службы их слышишь всё реже и реже, но много лет назад все знали истории о людях, которым удавалось обойти это интересными способами. В первой сцене Женщина из… В 1980 году поляк Анджей нашел чрезвычайно эффективный метод: он явился на медицинский осмотр с накрашенными ногтями на ногах.

Спустя годы он рассказывает этот полный веселья анекдот своим друзьям (очевидно, не в первый раз). То, как он тогда смотрел на пальцы своих ног, говорит о том, что его хитрый трюк неожиданно что-то в нем возбудил. Тот факт, что сверстник появился на той же проверке с курицей в качестве «животного-поддержки» и не убежал, дает понять, что (притворное) безумие гораздо менее чувствительно, чем возможные гендерные нормативные отклонения.

В оставшиеся два часа Женщина из… Анджей постепенно понимает, что на самом деле он она. Большая часть этого развития происходит без слов. Всегда приятно, когда фильмы рассказывают свою историю таким образом, потому что зачем героям говорить о чем-то, если это можно передать и визуально? Этот метод также дает понять, что то, через что проходит главный герой, для многих немыслимо. Лишь во второй половине фильма Анджей звонит в группу поддержки и говорит: «Я бы хотел поговорить с кем-то вроде меня».

Оглядываясь назад на эту вступительную сцену, вы можете задаться вопросом, был ли этот трюк с целью избежать военной службы подсознательно. Могут быть сотни способов получить отказ, но Анджей выбрал накрашенные ногти на ногах. То же самое и с костюмированной вечеринкой несколько лет спустя: Анджей появляется в роли медсестры и прекрасно проводит в этом качестве время. Видимо, ради развлечения – на этой ранней стадии, похоже, нет никаких признаков гендерной дисфории – но, оглядываясь назад, это все равно может быть сигналом.

Когда главная героиня решает идти по жизни как Аниела и одевается все более женственно, это приводит не столько к оскорблениям или угрозам, сколько, главным образом, к исключению. Аниэла свободно переносит свою судьбу, даже если это приводит к увольнению или бездомности. Когда к ней обращаются по старому имени или «сэр», она обычно игнорирует это вместо того, чтобы немедленно поправить собеседника. Ведь Аниела такая же робкая, как и Анджей. Гендерный переход мало что изменит.

Единственный человек, с которым Анэла иногда может поговорить о своей ситуации, — это тот, кому есть что терять: жена Иза. Потому что, несмотря ни на что, у них довольно стабильный брак. Однако его придется расторгнуть, если Аниэла захочет сделать операцию по смене пола. Ведь брак между двумя женщинами в Польше не разрешен. С медицинской точки зрения все возможно, но законодательство в этой чрезвычайно христианской стране все еще отстает на несколько десятилетий.

Что достаточно приятно, отношения этих двух людей показаны с самого начала. Мы даже видим их без всякой двусмысленности как похотливых молодых людей между простынями, после чего они строят совместную жизнь, полную оптимизма. Многим другим фильмам было бы достаточно представить Анджея как дремлющего сорокалетнего человека, застрявшего не в том теле, но потому что Женщина из… Даже приятная история показывает, что серьезные последствия выбора Аниелы становятся все более ощутимыми.

Отношения Аниелы и Изы служат хорошей нитью, и актеры знают, как поднять свои общие сцены, в которых всегда балансируют между напряжением и пониманием, до ярких моментов фильма. Особенно интригует момент, когда Иза огрызается на мужа: «Возьми себя немного в себя». Ван Дейл определяет слово «мужчина» как «набраться смелости» или «стать хозяином самого себя». И то, и другое полностью применимо к Аниеле, но именно через «феминизацию» слова, которого не существует. Не знаю, является ли это переводом похожего польского слова, но в остальном: вводная часть подзаголовка.