Чт. Май 9th, 2024
Рецензия «Мальчик и цапля»Рецензия «Мальчик и цапля»

Режиссер: Хаяо Миядзаки | Сценарий: Хаяо Миядзаки | В ролях (голоса): Сома Сантоки (Махито Маки), Масаки Суда (Рейгер), Аймён (Хими), Ёсино Кимура (Нацуко), Джун Кунимура (Паркиетконинг), и др. | Время игры: 124 минуты | Год: 2023 год

Когда The Rolling Stones объявляют, что отправляются в тур в последний раз, сразу же следует смех. Они говорили это много раз, но продолжают возвращаться. Между тем, такая же реакция закономерна, когда режиссер Хаяо Миядзаки заявляет, что его нынешний фильм будет его последним. Мальчик и цапля это второй фильм, о котором он так кричит, а его коллеги по офису указывают, что он уже работает над следующим.

Через несколько лет после смерти матери Махито вместе со своим отцом переезжает из Токио в деревню. Едва Махито прибыл, как он привлекает внимание загадочной цапли. Это приводит его к заброшенной башне, которая, как он позже узнает, является загадочным зданием, от которого ему следует держаться подальше. Махито не воспринимает предупреждение всерьез, потому что у него такое ощущение, что его умершая мать связана с этой башней.

Сценарист и режиссер Миядзаки не только креативен, но и новатор. Он экспериментирует, создавая оригинальные эффекты в анимации. Мальчик и цапля начинается с пожара в Токио, и Махито бежит туда, потому что его мать может быть в опасности. То, как Миядзаки изображает то, как Махито (не) видит остальной мир своей расы, не имеет себе равных. В этой области самое громкое имя студии Ghibli не утратило своей актуальности.

И не в творческом смысле. Первая часть фильма по-прежнему реалистична. Чуть позже цапля начинает проявлять все более странные внешние особенности, например, полный набор зубов в клюве. Новый дом Махито полон старушек с гротескными чертами в стиле Миядзаки. С помощью мелких деталей он сразу создает неповторимую индивидуальность каждой женщины. Но творческий потенциал по-настоящему взрывается, когда Махито следует за цаплей в лес.

С этого момента Мальчик и цапля вид Алиса в стране чудес. Руководствуясь поисками своей матери, Махито путешествует по волшебному миру и встречает множество особых персонажей. Частично это японская культура, с которой многие люди не знакомы, но остальное исходит из головы Миядзаки. И это впечатляет.

Но в то же время здесь и самая большая слабость: художественное начинает преобладать над логическим, сложнее уследить за сюжетом. До того, как Махито попадает в гнездо цапли, история протекает гладко, и это не делает ее менее интересной, но как только Махито перемещается в другие измерения, вы несколько теряете нить.

С потерей понимания происходящего теряется и связь с Махито и историей. Вначале приятно видеть чудесных существ, таких как Вара-Вара, но со временем они исчезают, и немного позже исчезает и связность. Махито попадает в другой мир, где есть другие персонажи. Название фильма в основном относится к первым получасу.

К тому времени, когда Махито прибывает в место с гигантскими попугаями, сравнимыми с солдатами Королевы Червей из рассказа Льюиса Кэрролла, это становится лишь чудесным путешествием, за которым можно следить с эмоциональной дистанции. За действиями и яркими персонажами что-то есть, но понять смысл невозможно.

Времени на это тоже мало, потому что путешествие проходит гладко. Кажется, что это всего лишь лихорадочный сон Махито, но когда они обнаруживают в реальном мире, что Махито нигде не видно, это оказывается больше, чем просто вышедшая из-под контроля фантазия. Быстрый темп путешествия в сочетании с продолжительностью более двух часов подводят фильм к точке, которой не хочет достичь ни один фильм: желанию, чтобы он закончился.

Когда наступает этот финал, Миядзаки многое компенсирует чувствительным и удовлетворительным заключением. Махито находит то, что искал, и хотя на самом деле это что-то другое, это все равно то, что нужно. Мальчик и цапля это не Миядзаки в своих лучших проявлениях, но даже в половину мощности это все равно маленькое произведение искусства и дань творчеству.