Ср. Май 8th, 2024
Рецензия на Пола Бланку: «Этот фильм спасет вам жизнь»Рецензия на Пола Бланку: «Этот фильм спасет вам жизнь»

Режиссер: Рамон Гилинг | Сценарий: Рамон Гилинг | Бросать: Пол Бланка, Эрвин Олаф, Ханс ван Манен, Коос ван Брейкель, Вим ван Зиндерен, Хенк Шиффмахер и другие | Время игры: 85 минут | Год: 2023 год

Пол Бланка был одним из самых интересных фотографов Нидерландов. Его фотографии провоцируют и трогают. В жизни Бланки было много испытаний: ложное обвинение в взрыве бомбы и пристрастие к алкоголю и наркотикам. Режиссер-документалист Гилинг в основном фокусируется на этой жизни и, к сожалению, меньше на прекрасном искусстве.

Когда смотришь на фотографии Поля Бланки (1958-2023), уверен, что никогда их не забудешь. Его выстрел похож на пресловутую пощечину. Есть фотографии Бланки с угрями и крысой во рту, фотография Микки Мауса, вырезанная бритвой на спине фотографа, и очень трогательное фото обнаженной Бланки, несущей на руках свою тоже обнаженную мать.

Режиссер Рамон Гилинг явно является поклонником фотографа, особенно автопортретов первых дней его карьеры. Эти черно-белые портреты, возможно, послужили источником вдохновения для Гилинга, который снял свой документальный фильм в оттенках серого. В фильме не только показано творчество Бланки, но и рассмотрена его достаточно бурная жизнь.

Помимо фоторабот, мы также видим множество разговоров с друзьями и знакомыми Бланки, создающих калейдоскопическую картину того, кем на самом деле является художница. Например, свое восхищение им выражает недавно умерший фотограф Эрвин Олаф. Он особенно хвалит автопортреты, но критикует его позицию «Буря и натиск». По словам Олафа, внутри Бланки всегда таилось разрушение.

Чрезмерный интерес к личной жизни Бланки вполне объясним. Со времен романтизма жизнь и творчество художника часто были связаны между собой. Мы готовы поверить в миф о блестящем, но проблемном художнике. В документальном фильме не поясняется, какую ответственность за это несет сама Бланка.

На вопрос, считает ли он, что художник должен страдать за свою работу, он дает уклончивый ответ. Бланка пристрастилась к наркотикам и алкоголю. Он пытается избавиться от этой привычки, но у него ничего не получается. В этом отношении фотограф напоминает таких художников, как Герман Бруд и Жюль Дилдер, для которых употребление наркотиков вдохновляло до тех пор, пока их тела уже не могли с этим справиться.

Чрезмерное внимание Гилинга к личной жизни Бланки происходит в ущерб вниманию к его творчеству. Например, Бланка сделала мощные цветные фотографии, которых нет в фильме. Не уделяется внимания и его знаменитой серии фотографий о корриде, в которой для трафаретной печати он использовал настоящую бычью кровь.

Гилинг предпочитает обсуждать главную драму в жизни Бланки: необоснованное обвинение во взрыве бомбы в адрес художника Роба Шольте. После нападения ему больше никто не звонил, выставки отменили, а продажи его работ застопорились. Бланка с волнением говорит, что Шольте так и не извинился за ложное обвинение.

Из всех людей, говорящих о фотографе в документальном фильме, Ханс ван Манен объясняет его наиболее резко. Например, он отмечает, что, несмотря на страдания, которые причиняет себе Бланка в его автопортретах (зашивает рот, вбивает гвоздь в руку), у него нет мысли, что Бланка — мазохистка. К таким действиям должен быть в нем исполнитель.

При этом хореограф затрагивает важный аспект раннего творчества Бланки. Учитывая все обстоятельства, в этой работе он был художником-перформансом, фотографировавшим свои действия. Провокатор, раздвигавший границы тела. Это вдохновило его попросить Бланку стать танцовщицей в его балете «Поза».

В окружении двенадцати танцоров Бланка танцует и боксирует под музыку Дебюсси. «Ему пришлось двигаться вместе с ними, — говорит Ханс ван Манен в документальном фильме. — Он не мог двигаться ни в каком направлении». Регулярная жизнь шла Бланке не очень хорошо. Когда Гилинг спрашивает, хочет ли он снова повторить движения из «Позы», он с криком пинает штатив камеры.

Несмотря на то, что Гилинг слишком много внимания уделяет жизни фотографа и недостаточно художественным качествам его искусства, потребность просмотра документального фильма доминирует. Помимо портрета художника, фильм также является документом времени, дающим представление об арт-сцене Амстердама 1980-х годов. Поль Бланка, как добровольный бунтарь, был одним из наиболее важных представителей этой сцены.