Ср. Май 8th, 2024
Обзор Мой старший брат Обзор на Кино маяк.рфОбзор Мой старший брат Обзор на Кино маяк.рф

Режиссер: Мерседес Сталенхоф | Время игры: 107 минут | Год: 2023

Более трех лет назад существование девятнадцатилетнего Гийса перевернуло неожиданное самоубийство его семьи и родственной души Арье. Мой большой брат не избегает неизбежного вопроса «почему», но, прежде всего, изображает горе и стойкость людей, оставшихся позади. В результате получился интимный, конфронтационный документальный фильм, в котором есть и неожиданная доля легкости, обусловленная характерным юмором честных гийсов.

В период перед смертью Арье часто отсутствовал дома из-за работы на контейнеровозе. И все же его родственники нашли его тело в роковой день в том месте, где он (предположительно) вырос и провел свое детство. Трудно представить, насколько это далеко заходит, когда в собственном доме против воли и благодарности царит осязаемая скорбь.

Вы поймете, что переезд не обсуждается, если познакомитесь с членами семьи. Отчасти из-за того, что они не видели приближающегося действия Овна (и поэтому не могли попрощаться), они, кажется, чувствуют себя обязанными не только почтить память о его присутствии, но и продолжать связывать его с домом. Например, его спальня долгое время остается нетронутой, а плановую замену слухового окна отменяют, когда кран будет готов. Только в преддверии Рождества, перегруженные с 2019 года, Гийс и его родители намеренно ищут дом для отдыха.

Поразительно, что режиссер-документалист Мерседес Сталенхоф (Возьми это) получили доступ к переживаниям и эмоциям скорбящей семьи на особенно ранней стадии. Кажется почти сюрреалистичным «быть там», когда опустошение из-за пропавшей предсмертной записки после открытия компьютера Ари сменяется другой грустью. Тот факт, что вы не чувствуете себя вуайеристом во время просмотра, возможно, говорит о подразумеваемой доверительной связи между уязвимыми членами семьи и (относительным) посторонним за камерой.

Гийс первым понял, что многочисленные разговоры об Арье начинают сказываться. «Просто обработка для меня идет медленнее», — признается он Сталенхофу в первые месяцы. Отношения внутри семьи любовные, но напряженные: мать и сын не раз выражают свои эмоции совершенно противоположными способами, а положение отца уже более уязвимо из-за ограниченности и последствий травмы позвоночника.

Когда его мать слишком активна в своих попытках контролировать и продвигать процесс преодоления, Гийс регулярно отвечает характерным черным юмором, который намеренно или ненамеренно осветляет тон документального фильма. Абсолютным событием является посещение «фермы плюшевых игрушек», где мать Гийса (и, в конце концов, сам Гийс) полностью отдается утешительному контакту с ничего не подозревающей коровой.

Причина выхода в свет крайне серьезная, но из-за трогательного отвращения самого младшего члена семьи смех (не в первый раз) может быть в документальном фильме, в котором его сразу не ждешь. Этот трагикомический эффект не указывает на то, что Сталенхоф в остальном «легкомысленно» обращается с ее предметом: это скорее заслуга того, что Гийс явно мог быть самим собой во время производственного процесса.

В конце концов, только одно режиссёрское вмешательство Сталенхофа кажется искусственным: он решил включить в монтаж жутко выглядящие кадры с контейнеровоза Арье. Изображения кажутся попыткой придать ощущение и смысл одиноким годам Арье вдали от дома, включая блуждающий призрак мальчика. Из-за неудобного звукового оформления и отсутствия людей эти сцены очень неуместны, и неясно, действительно ли изображения способствуют процессу выживания семьи.

Трогательно, трогательно и даже немного утомительно наблюдать за скорбящей семьей в течение почти двух часов. Мой большой брат это тяжелая дорога, но откровенные признания брата и родителей, безусловно, того стоят. Актуальность темы также огромна. «Хотя иногда я даже не могу предсказать свои собственные мысли и поведение, разум другого человека тем более неуловим», — пишет Сталенхоф в своем заявлении.

Режиссер не ставит перед собой задачу ответить на неизбежный вопрос «почему», но неявно подчеркивает важность того, чтобы самоубийство и мысли о нем были далеки от табу. Документальный фильм не дидактический, а, возможно, терапевтический (для некоторых). Ближе к концу Гийс наконец может прочитать прощальное письмо Арье; где-то, хотя и неуловимо, что-то обнадеживающее изменилось за этот долгий период траура.