Ср. Май 8th, 2024
Обзор No Bears Обзор на Кино маяк.рфОбзор No Bears Обзор на Кино маяк.рф

Режиссер: Джафар Панахи Сценарий: Джафар Панахи Бросать: Джафар Панахи (Jafar Panahi), Бахтияр (Bakhtiyar Panjeei), Зара (Мина Кавани), Ghanbar (Вахид Мобасери) и др | Время воспроизведения: 106 минут | Год: 2023

Джафар Панахи снова на свободе! Проведя более полугода в печально известной тюрьме Эвин в Тегеране, против которой Панахи объявил голодовку в знак протеста, иранский режиссер был «временно» освобожден в конце прошлой недели. С 2010 года снимает фильмы об ограничении свободы в Иране. Нет медведей является последним в этом списке и, возможно, лучшим из этого периода его жизни.

В 2010 году Панахи был арестован и осужден после периода предварительного заключения за «намерение совершить преступления против национальной безопасности и пропаганду против Исламской Республики». Наказание: шесть лет тюрьмы, 20 лет запрета на съемку фильмов и запрет на выезд из Ирана (кроме хаджа). Несмотря на то, что он находится под строгим домашним арестом, он продолжает оспаривать свой приговор в суде и не будет возвращен в тюрьму.

В 2011 году он тайно снимает видеокамерой и айфоном. Это не фильм, о его жизни под домашним арестом. Фильм был вывезен контрабандой из страны на USB-накопителе, спрятанном в торте, и показан, в частности, на Каннском кинофестивале. В последующее десятилетие Панахи снова и снова удавалось снимать новые фильмы, такие как Такси Тегеран в Три лица. По-видимому, документальные фильмы, в которых он занимает видное место в картине как режиссер, но в которых реальность и вымысел нельзя отличить друг от друга.

Нет медведей не исключение. На этот раз Панахи снимает фильм в Турции. Но не покидая Ирана. Пока актеры и съемочная группа ведут запись в Турции, он следит за записью в прямом эфире через планшет и дает указания своему помощнику на месте. Однако связь довольно несовершенная, несмотря на то, что специально для этого находится в небольшом поселке на границе между Ираном и Турцией.

Переплетение вымысла и реальности характерно не только для творчества Панахи, это почти можно назвать традицией иранского артхауса (вспомните также Аббаса Киаростами или Мохсена Махмальбафа). В Нет медведей это происходит в обеих сюжетных линиях. В Турции в начальной сцене мы, кажется, наблюдаем за реальной иранской парой, спорящей о том, чтобы получить поддельные паспорта для иммиграции во Францию. Но потом, конечно, это оказывается сценой в фильме, которую Панахи пытается снять из своей комнаты в Иране.

Тем временем в той приграничной деревне Панахи втягивается в локальный конфликт между двумя любовниками и обещанным девушке мужчиной. Говорят, что Панахи случайно сфотографировал влюбленных, и теперь ему приказано передать фотографию как доказательство отношений влюбленных. Но, по его словам, он вообще никогда не делал этого снимка.

Он складывает вымысел и реальность слой за слоем, в то время как в обеих сюжетных линиях люди жаждут побега от иранского режима и/или местной авторитарной культуры. В какой-то момент Панахи получает шанс пересечь границу и бежать, но буквально отшатывается от него. Обе истории очень драматичны, но Панахи преподносит их со своей фирменной дозой абсурдного юмора. До тех пор, пока это становится невозможным, и трагедия неизбежно берёт верх. В конце концов, смеяться не над чем, убежать невозможно.

Остается надеяться, что Панахи однажды добьется успеха и его больше не посадят в тюрьму, хотя никаких выводов из его «временного освобождения» сделать нельзя. Эти шесть лет тюрьмы до сих пор висят над его головой. После его ареста нынешний режим стал еще более фанатичным в подавлении частых инакомыслий, прокатившихся по стране после смерти Махсы Амини.