Режиссер: Джонатан Глейзер | Сценарий: Джонатан Глейзер | Бросать: Сандра Хюльсер (Хедвиг Хёсс), Кристиан Фридель (Рудольф Хёсс), Фрейя Кройцкам (Элеонора Поль), Ральф Херфорт (Освальд Поль), Макс Бек (Шварцер), Ральф Зильманн (Хоффманн), Имоджен Когге (Линна Хензель), Стефани Петровиц ( Софи), Иоганн Картхаус (Клаус Хёсс), и др. | Время игры: 105 минут | Год: 2023 год
«Королева Освенцима» — вот как ее можно назвать. Или еще хуже: ты будешь хвастаться этим перед мамой. Хедвиг Хёсс, жена командира лагеря Рудольфа, построила на участке земли сразу за толстым забором лагеря смерти свой личный мини-Версаль, и никто его у нее не отнимет. Даже сам фюрер. И уж точно не предстоящий перевод моего мужа.
Зона интереса — это экранизация Джонатана Глейзера одноименной книги Мартина Эмиса, хотя нельзя сказать, что он применил прямолинейный подход. Фокус полностью сместился на одну семью, и хотя Эмис изменил название семьи, режиссер Глейзер четко понимает, о ком эта история: об историческом полководце Рудольфе Хессе и его последователях. Знаменитый кинорежиссер показывает, на что способно человечество. Это не просто небольшая группа заблудших немцев. Все мы. Этот фильм — не туризм Третьего рейха, а зеркало.
Камера всегда остается снаружи Освенцима. Самое большее, мы видим вдалеке горящие печи и шлейф дыма от приближающегося паровоза. Но мы много слышим. Грохочущие машины, выкрикиваемые приказы, выстрелы и, да, крики боли. Благодаря звуковому оформлению Зона интереса Холокост всегда очень близок. Как бы герои фильма активно не пытались этого сделать. И самое главное: мы следим за преступниками.
Глейзер исследует, как мы, люди, если у нас достаточно стимулов, чтобы извлечь выгоду из крайних человеческих страданий, можем отвернуться от злодеяний, которые мы — прямо или косвенно — причиняем сами себе. Хедвиг Хёсс не просто создала для себя красивый дом с райским садом, она готова за него бороться. Перед красивым участком зелени с бассейном — где всегда слышно, как жужжит гитлеровская машина смерти и мягко падает прах жертв. «Это наше жизненное пространство, — огрызается она на мужа, — именно такое, как этого хотел для нас Гитлер».
И Фридель, и Хюллер, похоже, не столько действуют, сколько временно обитают в шкуре своих персонажей. Семья снимается максимально естественно во время повседневных дел беспилотными статическими камерами, почти в стиле реалити-шоу. Несмотря на то, что Мика Леви создал прекрасную музыку для фильма, Глейзер решил позволить остальной части ужасного звукового дизайна сделать большую часть работы, чтобы посыпать соль на гноящуюся рану. Подобные режиссерские решения делают реальность, которую невозможно проглотить, еще более гнетущей.
Не ждите гладко рассказанной истории. Это опыт, и плохой. Вы вовлечены в повседневную рутинную работу в месте, от которого вас тошнит от самого факта его существования. Иногда кажется, что персонаж осознает бесчеловечный контекст. Все остальные убирают это. И вы всегда сталкиваетесь с фактами этих обстоятельств. Они неизбежны.
Это непростая задача, но, возможно, в какой-то момент нам всем придется через это пройти. И особенно в кинотеатре, где ты действительно ощущаешь звуковое оформление, и твое поле зрения поглощается этим чудесным огороженным садом. Зона интереса предназначен не для того, чтобы лениво потреблять его на диване, а для того, чтобы его испытать.
Это мастер-класс по изображению ужаса. И этот фильм заставляет нас понять, что эти люди изгоняют свое восприятие этих ужасов из своего личного опыта здесь и сейчас. А также осознать, что некоторые дети растут с мыслью, что подобные обстоятельства нормальны. Холокост не может существовать без этих качеств, которые есть у всех нас. И мы не должны хотеть этим пользоваться.