Ср. Май 8th, 2024

Режиссер: Жюльен Леклерк | Сценарий: Хамид Хлиуа, Жюльен Леклер | Бросать: Франк Гастамбид (Фред), Альбан Ленуар (Алекс), Ана Жирардо (Клара), Софиан Зеремани (Готье), Астрид Ветналл (Анн Маршан) и другие | Время игры: 106 минут | Год: 2024 год

Где-то в африканской пустыне есть поселок, которому грозит полное уничтожение из-за горящего под землей газового пузыря. Единственное решение — запланированный взрыв для сброса давления. Фреда просят перевезти сто килограммов нитроглицерина на восемьсот километров, возможно, с пиратами на дороге. Он не может отказаться, ведь в награду его брата выпускают из тюрьмы, чтобы помочь ему – и он оказался там по вине Фреда.

Это уже третий раз, когда одноименная книга Жоржа Арно экранизируется. Первый раз в 1953 году это сделал Анри-Жорж Клузо, второй раз Уильям Фридкин под названием Колдун. Старая книга, и в этой новой версии есть некоторые изменения. Например, то, что действие происходит уже не в Южной Америке, а в… кто знает. Люди говорят о поселках, а они существуют только в Южной Африке. Однако в Марокко ситуация по-прежнему ясна. И в этом городке мы видим чернокожих, но также и выходцев из Северной Африки. Неуверенность в этом создает дистанцию.

Прошло почти 45 минут, когда колеса грузовика Фреда пришли в движение. Хотя создатели не хотят, чтобы вы точно знали, где это происходит, они хотят, чтобы вы были очень увлечены персонажами (если их имена вообще будут упомянуты, это будет разовое и мимолетное событие, раскрытое только в вторая половина) к братьям неоднократно обращались по именам).

Одно предложение сразу объясняет, что благодаря ему брат Фреда оказался в тюрьме. И все же время впоследствии теряется, показывая это событие через ненужный флэшбэк. Также неясно, почему Фред изначально отказывается от работы. Кажется, ему это просто неинтересно. Эти тысячи жизней его не так уж интересуют, в отличие от его брата на свободе. Хороший мальчик, этот Фред.

Режиссер и оператор регулярно показывают дребезжащие бутылки с нитроглицерином в кузове грузовика. А затем следует одна неудача за другой. Но все это не имеет никакого смысла. Отправной точкой, которая могла вызвать липкость рук, оказалось сухое сиденье. Что здесь не так?

Во-первых, желаемой вовлеченности в персонажей нет. Мотивация Фреда ясна, но Фред слишком несимпатичен как человек, чтобы искренне ему сочувствовать. Алекс хотел бы снова увидеть свою жену и ребенка, но в фильме это остается скорее теоретическим, чем видимым или осязаемым. Большинство других персонажей — не более чем неинтересные, прославленные статисты. За исключением Джибриля, отзывчивого африканского мальчика, который хочет помочь. Но вскоре становится ясно, что если он… Звездный путь сидел бы, на нем была бы красная рубашка.

Во-вторых, цель — это всего лишь заявленная концепция. Прошел уже час, прежде чем мы впервые видим жителей этого городка, жертв, ожидающих полного уничтожения. Это не только происходит слишком поздно, но и приводит к тому, что дюжина человек стоит, как стая унылых коров, и смотрит на угрожающее пламя, извергающееся из-под земли. Трудно заботиться о людях, которые кажутся слишком глупыми и ленивыми, чтобы попытаться что-то сделать со своей собственной кончиной.

Это делает его скучным? И не это. Но просто нет. Скуку едва можно сдержать. Ни слова плохого о фотографиях той прекрасной пустыни. Саундтрек, возможно, не сильно снижает напряжение, но есть сцены с необычно звучащими электронными тонами.

В какой-то момент даже сценарий теряет уверенность и просто добавляет сюжетный поворот. Хоть это и неожиданно, но все же не увлекательно. Ближе к концу создатели разбивают окна его собственного авторитета, внезапно ограничив силу нитроглицерина. Кто-то буквально собирается выбросить бутылки, но, очевидно, литры этого вещества не окажут большего воздействия, чем несколько капель.

Возможно, в книге содержался более глубокий слой. Экранизация 1953 года до сих пор получает признание как «экзистенциальный» триллер. Если и есть что-то более глубокое в этом новом фильме, то оно очень тонкое и глубоко спрятанное. Этот Плата за страх кажется, ему больше нечего сказать, кроме поверхностной информации о транспортировке взрывчатых материалов и человеке, который имеет какое-то отношение к его брату. Алекса играет Альбан Ленуар, ранее появлявшийся на Netflix. АКА. Но участия в этом фильме звезды и сценариста из этого сильного боевика недостаточно, чтобы гарантировать такое же качество.

Плата за страх можно увидеть на Netflix.