Вт. Апр 30th, 2024

Режиссер: Эль Марья Эйра | Сценарий: Питер Бирро, Анн-Хелен Лестадиус | Бросать: Элин Оскал (Эльза), Магнус Кухмунен (Нильс-Йохан), Дакота Транчер Уильямс (Юнгблад), Мартин Вальстрем (Роберт), Ларс-Анте Васара (Маттиас), и др. | Время игры: 105 минут | Год: 2024 год

Во всем мире истории коренных народов все чаще можно увидеть на киноэкранах. Из Северной Америки (Убийцы Цветочной Луны) в Новую Зеландию (Охота на диких людей) этот тип фильмов становится все более популярным. Кражаиз Украденный, показывает зверства, причиненные саамам на суровом севере Швеции. Среди прекрасных снежных пейзажей и стад оленей человек проявляет себя самым уродливым, способным уничтожить все, что ему не нравится. В том числе и его ближний.

Под эгидой Международного института саамского кино все больше и больше саамских фильмов снимается в мерзлых землях за Европейским полярным кругом. В этом районе этническое меньшинство саами вынуждено проживать вместе с населением Норвегии, Швеции и Финляндии. Имея собственный парламент и права, саамам официально отведено особое место в этих странах. Но их фильмы доказывают, что субсидий коренным народам зачастую недостаточно, чтобы справиться с современными условиями.

В Кража, в котором основным языком является северно-саамский, жизнь оленеводов показана такой, какая она есть сегодня: угрожающая и удручающая. Поскольку изменение климата постепенно сокращает среду обитания их стад, напряженность между саамами и местным населением растет. Конфликты по поводу позитивной дискриминации и открытия шахты показывают, насколько разнится их опыт. Саамская бабушка размышляет о душах своих предков, путешествующих вместе с северным сиянием, в то время как другие проклинают рост безработицы в этом отдаленном уголке Швеции.

В фильме, основанном на бестселлере саамской писательницы Анн-Хелен Лестадиус, двадцатилетняя Эльза является катализатором далеко идущей поляризации. Будучи одной из немногих саамов, которые осмеливаются выступить против дискриминации своего народа, она, не колеблясь, делает решительный шаг. В течение многих лет их стада сокращались анонимными охотниками, которые хотят, чтобы саамы исчезли. Полиция давно знала, кто виновники, но пальцем не пошевелила. Для Эльзы гнев — единственный выход, в то время как для многих других саамов это глубокая депрессия с самоубийством как последним путем спасения.

Название фильма отсылает к полицейскому наказанию за убийство северного оленя; просто воровство, с которым они мало что могут поделать. Как памфлет против уничтожения культурной самобытности саамов, этот фильм очень надежен. Но полнометражному дебюту Эль Марьи Эйры не хватает хорошей истории, чтобы передать это послание. В течение первых десяти минут становится совершенно ясно, как тасуются карты. Регулярно раздаются одни и те же руки: все козыри разгневанному белому соседу и ни одного — саамам. Что бы ни делала Эльза, результат предрешен с самого начала.

Кража фильм мрачный до глубины души. Красивые картинки и сильные сцены погони (на снегоходах!) мало что могут исправить безнадежность саамов и, таким образом, открывают зрителю перспективу. Безнадежное существование в руках неопытного режиссера быстро приводит к безнадежному фильму. Саамская дискотека и несколько предложений о передаче традиций служат компенсацией, но послание Кража остается горькой пилюлей, которую трудно проглотить.

Кража можно увидеть на Netflix.