Ср. Май 8th, 2024
Обзор Дюны: Часть вторая | ФильмВсегоОбзор Дюны: Часть вторая | ФильмВсего

Режиссер: Дени Вильнев | Сценарий: Дени Вильнев, Джон Спейтс | Бросать: Тимоти Шаламе (Пол Атрейдес), Ребекка Фергюсон (леди Джессика), Зендая (Чани), Хавьер Бардем (Стилгар), Джош Бролин (Герни Халлек), барон Владимир Арконнен (Стеллан Скарсгард), Остин Батлер (Фейд-Раута Харконнен), Дэйв Баутиста (Раббан Харконнен), Флоренс Пью (принцессы Ирулан), Кристофер Уокен (кейзер Шаддам IV), и др. | Время игры: 166 минут | Год: 2024 год

Наконец-то оно здесь: долгожданная вторая часть эпической экранизации романа Фрэнка Герберта «Дюна» Дени Вильнёва. Часть вторая предлагает увлекательное, понятное и зрелищное продолжение истории и рассказывает интересные вещи о мифах, колониализме, экологии, религии и судьбе. Но прежде всего он впечатляет своим великолепным внешним видом. Режиссер Вильнев и его австралийский оператор-постановщик Грейг Фрейзер сделали все возможное, чтобы придать своему фильму особенный, артхаусный вид в голливудском контексте. У вас уже сложилось такое впечатление после просмотра Первая часть. Часть вторая подтверждает это.

Понятие «продолжение» в смысле самостоятельной части здесь не применимо. Две части не являются отдельными фильмами, а составляют одно целое. Если бы Вильневу дали тот бюджет, который он просил с самого начала, он бы снял один большой фильм. И, возможно, он также включил вторую книгу «Дюна: Мессия». Потому что по ощущению напряжения мы находимся в финале. Часть вторая только в конце второго акта истории Пола Атрейдеса.

Дюна: Часть вторая Действие начинается, когда Пола Атрейдеса и его мать леди Джессику усыновляют фримены, коренные жители песчаной планеты Арракис. Далее следует эволюция сына герцога Пола в Муад'Диба, или Лисана аль-Гаиба, или более позднего Квисатца Хадераха, освободителя Дюны. Эволюция с экстремальными последствиями. Вильнев готовит вас к этому (с самого начала). Первая часть через мечты Павла и растущие разногласия между верующими во главе со Стилгаром и скептиками, такими как Чани. Между этими двумя крайностями находится леди Джессика, которая, как учили сестры ордена Бене Джессерит, манипулирует вещами, чтобы держать пророчество под контролем. Хотя с самого начала можно быстро предсказать, что Пол одержит верх в битве против Арконненов под предводительством барона Владимира Арконнена — Герберт хотел дать самому большому монстру русскоязычное имя — финал неоднозначен.

Поэтому Вильнев сосредоточил внимание на неоднозначном развитии Поля, который, как футуристический Лоуренс Аравийский, объединяет умеренных и фанатиков и борется со своей идентичностью. Конечно, производитель Заключенные в Бегущий по лезвию 2049 геополитический и (пост)колониальный слои также выделены: Арракис — богатый нефтью Ближний Восток, Дом Атрейдесов — более прогрессивная Европа, Дом Харконнен — представители нигилистических диктатур, проводящих бессовестную колониальную политику, а Император — мега кукольник. Все это было в книге Герберта, но канадскому режиссеру удалось это выразить выразительно.

Только сейчас понимаешь, насколько ужасной была версия Дэвида Линча 1984 года. Не только его вина, поскольку Universal и продюсер Дино Де Лаурентис сжали книгу до трейлера. Более того, они «переразоблачили» темную историю. Вильнев, очевидно, этого не делает. Две его части окутаны мраком. Но текучка, конечно, есть. Первая часть начинается с цвета на планете Каладан, а затем развивается через серый Арракис в длинную последовательность пыльной ночи, которая заканчивается с утренним светом. В Часть вторая в основном мы получаем сцены в стиле Дэвида Лина во время золотого часа как визуальную метафору истории, которая может идти в двух направлениях: к тьме или к свету. Эти сцены на полпути прерываются черно-белым эпизодом (снятым в инфракрасном диапазоне) на Харконненской планете Гиеди Прайм, буквальном и переносном черном центре фильма. Визуально финал, как и история, неоднозначен и существенно контрастирует с финалом Первая часть: свет есть, но счастливый ли это конец?

Даже если Вильневу было предоставлено гораздо больше игрового времени для его версии, чем Линчу, это все равно ощущается Часть вторая немного сжато, особенно в сюжетах. Сцены с Флоренс Пью в роли принцессы Ирулан, дочери императора Шаддама IV, очень ограничены. Пью выступает в качестве летописца истории, которой она была в книге, но в конечном итоге ей нечем заняться. То же самое касается и Уокена, который на удивление представляет очень небольшую угрозу. Но понятно, что Вильневу пришлось сделать выбор за сто шестьдесят шесть минут. Самым проблемным моментом фильма является история любви. Важный сюжет, но он не работает, потому что режиссер не успел сделать его правдоподобным. В эти моменты Шаламе и Зендая кажутся вырванными из песочницы. Голубая лагуна. Лишь ближе к концу между ними начинает возникать что-то интересное.

Остин Батлер в роли младшего племянника барона Харконнена Фейд-Рауты Харконнен – это триумф. Он придает черную сексуальность перекрестному опылению Носферату и женщины-сенобита (см. Восставший из ада). Множество кадров компьютерной графики также хороши. Очевидно, это была тяжелая работа, и она оставила далеко позади незаконченные демоверсии, которые Marvel и DC пытаются продать нам в своих самых проблемных фильмах о супергероях. Вильнев мог бы изобразить скачущего червя немного лучше — как Свободные попали на спины стольких зверей, остается загадкой, — но нельзя иметь все.

Всего наилучшего Дюна: Часть вторая — это эпическая, вдохновенная и увлекательная фотография австралийца Грейга Фрейзера (Ноль Темная Тридцать, Бэтмен), заслуженно получившего «Оскар» за лучшую операторскую работу в 2023 году. Дюна: Часть первая. Вы чувствуете вкус пыли и песка во рту. Фрейзер, без сомнения, настоящее откровение этого человека. Звездные войны для взрослых. Его композиции, особенно общие кадры, и очень специфическое освещение выходят за рамки того, что принято в жанре научной фантастики. Дюна — две части вместе, ведь нельзя судить о половине фильма — я бы не осмелился назвать его шедевром, но фильм — работа двух мастеров, которые не побоялись уйти от проторенной дорожки.