Чт. Май 9th, 2024
Ресенси Естественная история разрушенияРесенси Естественная история разрушения

Режиссер: Сергей Лозница | Сценарий: Сергей Лозница | Время игры: 112 минут | Год: 2023

Во время Второй мировой войны и союзники, и Германия бомбили гражданские объекты с целью деморализовать противника. В таких городах, как Кельн или Дрезден, в результате этого насилия погибло около 600 000 человек. Естественная история разрушения углубляется в середину этого относительно мало обсуждаемого фрагмента истории. Используя архивные кадры, украинский режиссер Сергей Лозница оркеструет (Нежное существо, Донбасс) образ того разрушения в очерке, замаскированном под документальный фильм.

Фильм играет как симфония разрушения. От повседневных сцен до черной палитры со светящимися бомбами, до людей, которые усердно работают над производством необходимых бомб. Фильм нарастает до кульминации только для того, чтобы снова угаснуть до спокойствия. Кристиан Вербек написал зловещий эмбиент для саундтрека, который, что неудивительно, также включает в себя потрясающую пьесу Вагнера. Только бормотание слабых человеческих голосов возвышается над этой гибелью.

Лозница абстрактно передает шокирующее и трепетное разрушение. Производят ли они бомбы на конвейере или просто играют в шахматы в кафе на фоне флага со свастикой, люди кажутся странными. В черно-белых или блеклых тонах камера пролетает над развалинами на пустынных улицах, которые выглядят как модели, специально сделанные для фильма. Над всеми изображениями, словно дамоклов меч, висит что-то столь непостижимое, как крупномасштабная война.

В последнее время фильмы о войне, такие как Дюнкерк в На западном фронте без перемен как можно ближе следить за войной, чтобы передать этот опыт. В этих фильмах это делалось с точки зрения личности, а Лозница смотрит на коллектив. Когда маршал или Черчилль время от времени произносят в Дрездене речь, далекую от реальности, они утверждают, что человечество — странное существо, подобное Кояанискаци из Мосты-Go-Round сделал это тоже. Однако последнему для этого понадобилось всего четыре минуты.

Естественно, фильм поднимает вопросы о коллективной вине, навеянные одноименной книгой У.Г. Зебальда. Как можно примирить травму от этих взрывов с ответственностью за зверства, совершенные, например, в Освенциме? Лозница иногда нарочито репостит этот вопрос. Камера демонстративно висит на командирах. Тем не менее, этот документальный фильм мощно передает опыт войны. Крайне срочно в связи с вторжением Путина в Украину и уничтожением таких городов, как Мариуполь. Возможно, это открытая дверь, но трудно найти более сильное обвинение в войне.