Чт. Май 9th, 2024
Рецензия на «Оккупированный город» обзор на Кино маяк.рфРецензия на «Оккупированный город» обзор на Кино маяк.рф

Режиссер: Стив МакКуин | Сценарий: Бьянка Основатель | Бросать: Кэрис ван Хаутен (голос) | Время игры: 266 минут | Год: 2023 год

На первый взгляд кажется Оккупированный город это могло быть почти клише с изображением Амстердама, но нет ничего более далекого от истины. За туристическими сценами прибытия Синтерклааса и людей, катающихся на коньках по каналам Амстердама, скрывается столица, какой вы никогда раньше не видели. Это киноверсия сотен камней преткновения, напоминающих нам о зверствах Второй мировой войны. В поисках души Амстердама МакКуин знакомит нас с волнующей историей многих знаковых зданий.

За более чем четыре часа МакКуин и его жена Бьянка Стигтер рассказывают ошеломляющее количество личных историй, произошедших в период 1940-1945 годов, каждый раз иллюстрированных образами из настоящего. От героического к предосудительному, от борца сопротивления к коллаборационисту. Появляются такие известные имена, как Ханни Шафт, Вальтер Зюскинд и, да, Анна Франк. Мы переходим от адреса к адресу нехронологически. Иногда заканчивается одним словом: «снесен». Это делает Оккупированный город в сбалансированное завещание, отчасти благодаря монотонному, деловому голосу за кадром.

Встретил Оккупированный город пусть создатель политических фильмов вроде Голод в 12 лет рабства ясно видеть, к чему лежит его сердце. Маккуин дает место нескольким амстердамским (протестным) движениям: от приема украинских беженцев на центральном вокзале Амстердама до климатического марша 2023 года. В начале фильма Маккуин показывает речь Марка Рютте о карантине, которая запечатлена в нашей коллективной памяти. Связи, которые Маккуин проводит между оккупацией нацистской Германией и мерами по борьбе с коронавирусом, противоречивы, но на самом деле Маккуин не переходит черту.

То, что МакКуину удается передать непостижимый масштаб Второй мировой войны, объясняется впечатляющей продолжительностью спектакля. Медленно скатываешься в поток традиций и постепенно понимаешь, что речь идет всего лишь о городе Амстердаме, одном из многих оккупированных городов. Более чем понятно, что Маккуин не хотел торговаться по поводу длины, хотя это максимально растягивает концентрацию внимания. Интеллектуальные ссылки, в частности, делают его интересным, например, история об убежище на PC Hooftstraat, которая сопровождается изображениями забаррикадированного магазина Emporio Armani.

Лишь несколько раз МакКуин отклоняется от своих строго наблюдательных статичных образов; репетиция танца, показанная задом наперед, меланхоличная поездка на трамвае, экскурсия по Амстердаму в условиях карантина из-за короны. Плывя по пустынному городу в сопровождении загадочной музыки и вращения камеры вокруг своей оси, МакКуин умело выходит за рамки клишированных образов комендантского часа. Однако МакКуину очень мало нужно в подобных хитростях. Он фокусируется на странных городских существах и райских птицах, создавая богатую палитру.

Фемке Халсема несколько раз появлялась на посту мэра Амстердама, в том числе с обезоруживающими извинениями за рабское прошлое Амстердама. Также выделяется трогательная дань памяти Питеру Р. де Фрису. Это делает Оккупированный город в остроумный документ о нашем неспокойном обществе последних лет. Увлекательная ода движущемуся городу, которая найдет отклик у голландцев, и особенно у жителей Амстердама.

После сериала-антологии Маленький Топор В своем любовном письме городу, который он называл своим домом более двадцати лет, МакКуин еще раз доказывает, что он один из самых изобретательных и преданных своему делу режиссеров своего поколения. Релиз фильма происходит в тот момент, когда связь кажется более важной, чем когда-либо. В любом случае его эксперимент представляет собой ценный образовательный документ для будущих поколений. Фильм, который Национальный комитет встретит с распростертыми объятиями 4 и 5 мая, теперь, когда скончались последние выжившие в войне. И это без единого архивного изображения.